ВСФ ВНИИ ТРУДА » ПУБЛИКАЦИИ
ГЛАВНАЯ ПУБЛИКАЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ СЕМИНАРЫ ДОКУМЕНТЫ ПРОФРИСК.РФ ON-LINE ЗАЯВКА КОНТАКТЫ
ВСФ НИИ ТРУДА
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОТЧЕТЫ
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ
ОБЗОР РЫНКА ТРУДА
ЭКСПЕРТНЫЕ ОПРОСЫ
БИБЛИОТЕКА
ПУБЛИКАЦИИ
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
ОБУЧЕНИЕ
УСЛУГИ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
семинары «ОХРАНА ТРУДА»
Специальная оценка условий труда
Для получения дополнительной информации об Институте посетите сайт головной организации: www.vcot.info

Нормирование труда и технологии HR в управлении персоналом (оптимизация штата)

Материалы к семинару: "Трудовое законодательство: что следует знать руководителю; оценка и оптимизация штата; как сохранить лучшие кадры в кризис" подготовлен руководителем проектов Екатериной Котовой

Оценка и оптимизация штата

Нормирование труда и технологии HR в управлении персоналом (оптимизация штата)Система управления персоналом (HR) необходима работодателю для получения экономического эффекта на основе максимально возможного использования профессиональных и личностных характеристик работников. В условиях либерально-рыночной экономики, когда во главу угла ставится прибыль любой ценой и только прибыль является главным мерилом эффективности предприятия, вопросы оптимизации штата и оптимизации расходов на персонал всегда актуальны на любых этапах развития и деградации капиталистических предприятий.

 

Когда владельцы бизнеса говорят об «оптимизации численности» персонала, то естественным образом подразумевают её сокращение. Таковы печальные для простых работников и владельцев чувствительного к конъюнктуре рынка малого и среднего бизнеса (то есть для подавляющего большинства населения) будни либерально-рыночной экономики капиталистического типа. Собственникам предприятий и руководителям организаций следует при проведении оптимизации штата помнить лишь то, что цена ошибки в этом вопросе может быть фатальной. Люди и свойственные им не всегда учитываемые менеджментом критичные латентные качества (лояльность, социальная адаптивность и терпение, умение имитировать активность и подстраиваться под работодателя, лёгкая обучаемость, профессиональная изменчивость, изощрённая изобретательность и упорство, эмоциональные характеристики труда и пр.) – самый непредсказуемый производственный ресурс, который должна учитывать система управления персоналом (HR) вашей организации.

Подробнее

Практика внедрения профессиональных стандартов

Практика внедрения профессиональных стандартовВсе, кто уже приступил к переходу на профстандарты, наверняка столкнулись с нестыковками разного рода, и в ходе работы, как обычно, возникли совершенно конкретные вопросы разной степени сложности, на которые никто – ни «экспертное сообщество», ни, тем более, официальные лица – не дадут вам прямого ответа.


Например, задают вполне конкретный вопрос специализированному изданию для кадровиков: «Разъясните, пожалуйста, возможность применения профстандарта «слесарь-электрик» по профессии «электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования», является ли это необходимостью для нашего горнодобывающего предприятия? Далее редакция журнала даёт квази-ответ в виде пространного рассуждения о том, что такое профстандарт, какие требования предъявляются бухгалтеру (?!) и т.д. и т.п., но только не прямой ответ на поставленный вопрос.

 

Давайте рассмотрим некоторые из проблем, с которыми приходится сталкиваться на практике при попытке внедрения профстандартов, и попытаемся разобраться с возможными вариантами решений. Итак, составили план-график перехода на профстандарты, определили мероприятия, распределили ответственность между подразделениями и исполнителями, приступили к сравнительному анализу, работа закипела…

Подробнее

СКОЛЬКО РЕАЛЬНО СТОИТ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

СКОЛЬКО РЕАЛЬНО СТОИТ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА  УСЛОВИЙ ТРУДАДенег никогда не бывает много и отвлечение средств для проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), да ещё в условиях кризиса – проблема для любой организации. Вместе с тем, административную ответственность за непроведение СОУТ никто не отменял и руководителям организаций приходится выкраивать бюджет, урезая его за счёт экономии на самом необходимом.  Но коммерческим представителям «лабораторий», проводящих СОУТ, тоже надо заработать в этих непростых условиях, и они, конечно же, предлагают всем заманчивые «скидки» и «индивидуальный подход»! Но кто знает, насколько они лукавят, учитывая реальные расходы их «лабораторий»?

 

Нетрудно представить радость руководителей, когда аттестующая организация, проводившая им несколько лет назад аттестацию рабочих мест по условиям труда из расчёта 2-3 тысячи (и более!) рублей за рабочее место, теперь «вдруг» объявляет  о неслыханной «щедрости» и готова провести СОУТ «всего» за каких-то 500-700 рублей, да еще и скидку обещает при этом, если те сразу согласятся «оптом» оценить условия труда всех или большей части своих сотрудников, например! В чём подвох и откуда такая неслыханная «щедрость»?

 

Объяснение простое, Методика проведения СОУТ уже давно не обязывает проводить измерения вредных факторов на так называемых «офисных» рабочих местах, то есть тех, что расположены в офисных помещениях, торговых центрах и в учреждениях. Это значит что не нужна лаборатория, а достаточно лишь заключения эксперта, на основании которого подаётся Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и всё. Вот и вся СОУТ! Давайте разберёмся за что платит заказчик СОУТ.

Подробнее

Изменения в Классификаторе и в Методике проведения специальной оценки условий труда

Изменения в Классификаторе и в Методике проведения специальной оценки условий труда (Приказ Минтруда России № 24н от 21 января 2015 г.)

Опубликовано в электронном журнале "Охрана труда" http://e.otruda.ru

Автор публикации: Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич

 

Минюст России 9 февраля зарегистрировал Приказ Минтруда России от 21 января 2015 г. №  24н  «О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждённые приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н».

 

Минтруд уточнил пункт 29 указанной Методики, существенно расширив и дополнив содержание раздела «Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора», который теперь стал похож на раздел. Соответствующие изменения внесены в Приложение № 9 и в пункт 3 указанного Классификатора («Биологический фактор»), включая сноску «8».

 

Гораздо менее существенные, на первый взгляд, но весьма знаковые, по существу, изменения также коснулись подпункта 1.4.1. Классификатора, который теперь называется «Освещенность рабочей поверхности» (без слов «при искусственном освещении»), и к которому теперь привязана сноска «4» в новой редакции, дополненной словами «или при осуществлении подземных работ, в том числе работ по эксплуатации метрополитена».

 

Напомним, утвержденный Приказом Минтруда России № 33н Классификатор применяется для идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов – процедуры, предусмотренной ст. 10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и разделом II упомянутой Методики. Идентификация и Классификатор – это своего рода фильтр, через который проходит процедура специальной оценки условий труда, перед тем как приступить к лабораторным измерениям и исследованиям. Для правильной «фильтрации» производственных факторов, которые сначала считаются вредными лишь потенциально, Классификатор снабжен упомянутыми сносками-примечаниями, играющими решающую роль в этой «фильтрации». Насколько они облегчают или, наоборот, осложняют работу экспертов и членов комиссий по проведению специальной оценки условий труда? Для начала разберемся с содержанием этих «фильтрующих» исключений, которые, по сути, представляют собой упомянутые сноски, и вспомним предысторию специальной оценки условий труда.

Подробнее

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич специально для методических семинаров   «Специальная оценка условий труда: как правильно организовать работу»

 

Статья 216.1 «Государственная экспертиза условий труда» была внесена в Трудовой кодекс РФ в числе многих других поправок Федеральным законом № 90-ФЗ 30 июня 2006 г.[1] Эта норма обязывала федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, установить соответствующий порядок государственной экспертизы. В то вре мя таким федеральным органом исполнительной власти было Минздравсоцразвития России, которое не успело выпустить соответствующий порядок до смены состава Правительства РФ в 2012 г.

 

Вновь образованный в новом составе федеральных органов исполнительной власти Минтруд России[2] утвердил Порядок проведения государственной экспертизы условий труда своим Приказом № 549н 12 августа 2014 г. уже во исполнение части 1 ст. 24 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ. Как проводилась госэкспертиза условий труда в период отсутствия указанного подзаконного акта (2006-2014 гг.)?

 

Несмотря на то, что в Положении о государственной инспекции труда любого региона (см. п. 9.3.5) было прямо указано на осуществление государственной экспертизы условий труда, сама услуга не была регламентирована в виду отсутствия на федеральном уровне соответствующего подзаконного акта, как того требовала упомянутая норма первой части ст. 216.1 ТК РФ. Зато на региональном уровне административные регламенты оказания такой услуги были приняты, поэтому экспертиза условий труда традиционно проводилась и проводится соответствующими подразделениями органов исполнительной власти субъектов РФ (комитетами по труду, департаментами труда, министерствами труда регионов и т.п.). Теперь эта функция регламентирована Приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» и субъекты Федерации должны привести свои регламенты в соответствие с федеральным законодательством.

Подробнее

О профстандарте «Специалист в области охраны труда»

Опубликовано в электронном журнале "Охрана труда" http://e.otruda.ru

Автор публикации: Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич

 

Минтруд России приказом № 524н от 4 августа 2014 г. утвердил профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда».  Зачем он нужен?

Стандарт разработан в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 г. во исполнение нормы ст. 1951 Трудового кодекса РФ, которая гласит, что квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков работы, а профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

 

По замыслу Правительства РФ, профессиональные стандарты должны применяться работодателями при формировании своей кадровой политики, обучении и аттестации работников, установлении систем оплаты труда, а образовательными организациями – при разработке своих образовательных программ профессионального образования. Другими словами, профстандарты – это некий ориентир для работодателей в том, какой специалист им нужен и что можно и нужно от него требовать, т.е. каким функционалом, каким набором компетенций должен обладать работник определенной специальности, а для образовательных организаций – кого готовить для рынка труда, каким знаниями должен обладать тот или иной специалист, чему учить своих студентов.

 

Немаловажным является использование профстандарта для целей аттестации работника, чтобы проверить его компетенцию, уровень знаний или степень подготовки, то насколько работник соответствует занимаемой должности. Стандарт может быть взят за основу, например, при тестировании кандидатов на открытую вакансию или при составлении учебного плана внутрикорпоративной подготовки и повышения квалификации работников. Стандарт также является объективным критерием аттестации в случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя (пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ).

Подробнее

Про ГОСТ 12.0.230-2007 «простым языком»

Опубликовано в электронном журнале "Охрана труда" http://e.otruda.ru

Автор публикации: Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич 

 

Про ГОСТ 12.0.230-2007 «простым языком»Международной организацией труда (МОТ) в соответствии с общепризнанными принципами разработаны основные требования к современным системам управления охраной труда. Широко распространенное в мире Руководство МОТ по системам управления охраной труда – МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001) стало основой для разработки во многих странах, в том числе и в России, межгосударственных и национальных стандартов.

Практические рекомендации, содержащиеся в межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» (принят приказом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 27 марта 2007 г. № 28, введен в действие 1 июля 2009 г.), предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление охраной труда.

Согласно действующему законодательству на работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует наиболее эффективному выполнению этих обязанностей. Стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 является практическим инструментом содействия всем организациям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.

Целью указанного стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.

Основные элементы системы управления охраной труда - политика, организация, планирование и применение, оценка и действия по совершенствованию (см. рисунок). Вкратце опишем элементы системы управления охраной труда по ГОСТ 12.0.230-2007 по порядку.

Подробнее

Социальное страхование и управление охраной труда: тернистый путь к СУОТ через СОУТ

О Проекте «Внедрение системы управления профессиональными рисками в региональные и корпоративные программы по охране труда»

*Статья опубликована в журнале «Вестник государственного социального страхования» №№ 10-12 за 2014 г. Автор публикации Директор ВСФ ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич.

Проект стартовал в 2009 г. в Иркутске, и за пять лет из статуса «пилотного» перешёл в обычный, штатный режим, постепенно осваивая географию страны. Уникальность Проекта в том, что, во-первых, он не финансируется извне, хотя первоначально задумывался как пилотная апробация новых образовательных программ и технологий в рамках ежегодных интервенций Минтруда России (в 2004-2008 гг. - Минздравсоцразвития России) по обучению охране труда отдельных категорий застрахованных, финансируемых за счет средств ФСС РФ. Его миновала обычная участь других пилотных проектов – их «успешное» забвение после завершения финансирования «пилота» – с нашим Проектом иная ситуация, так как он не просит денег у доноров за ненадобностью последних. Во-вторых, беспрецедентна география Проекта – никогда в стране еще не отрабатывались в пилотном режиме инновации в пространстве, занимающем более половины её территории: обычно что-то новое внедряется в двух-трёх пилотных регионах, и лишь потом осторожно предлагается другим регионам, если опыт был удачным. География – это существенная составляющая Проекта, обеспечивающая жизнеспособность и смысл «пилота». В-третьих, уникальна структура управления Проектом – она совершенно горизонтальна и в ней практически отсутствует привычная формализация, а следовательно Проект полностью лишен какой бы то ни было административной бюрократии: в нём нет проектной группы как таковой, нет классических бенефициариев, доноров и проектных менеджеров в обычном понимании. При этом, есть матрица по которой он реализуется («input-output-outcome»), проектные интервенции, налаженная система дистрибуции, есть отчеты, мониторинг и прочие атрибуты администрирования. Проект «тихим сапом», без шума и помпезности стал настолько известен, что на него обратило внимание руководство профильного Департамента одного из ведущих в своей отрасли университетов США. Вопрос: как же он управляется и вообще как удалось реализовать его в пилотном режиме, да ещё перевести в штатный? Почему профильный Департамент Минтруда России, рассмотрев результаты за период 2009-2013 гг. посчитал целесообразным продлить его до 2015 г.? Почему старт Проекта поддержала Международная организация труда – структура, между прочим, одной из самых бюрократичных в мире организаций  - ООН? Расскажем всё по-порядку.

Подробнее
© 2009-2017 Марат Байгереев Тел.: (3952) 458-500, 458-520, 29-23-53