ВСФ ВНИИ ТРУДА » ПУБЛИКАЦИИ » Про ГОСТ 12.0.230-2007 «простым языком»
ГЛАВНАЯ ПУБЛИКАЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ СЕМИНАРЫ ДОКУМЕНТЫ ПРОФРИСК.РФ ON-LINE ЗАЯВКА КОНТАКТЫ
ВСФ НИИ ТРУДА
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОТЧЕТЫ
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ
ОБЗОР РЫНКА ТРУДА
ЭКСПЕРТНЫЕ ОПРОСЫ
БИБЛИОТЕКА
ПУБЛИКАЦИИ
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
ОБУЧЕНИЕ
УСЛУГИ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
семинары «ОХРАНА ТРУДА»
Специальная оценка условий труда
Для получения дополнительной информации об Институте посетите сайт головной организации: www.vcot.info

Про ГОСТ 12.0.230-2007 «простым языком»

Опубликовано в электронном журнале "Охрана труда" http://e.otruda.ru

Автор публикации: Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич

 

Про ГОСТ 12.0.230-2007 «простым языком»Международной организацией труда (МОТ) в соответствии с общепризнанными принципами разработаны основные требования к современным системам управления охраной труда. Широко распространенное в мире Руководство МОТ по системам управления охраной труда – МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001) стало основой для разработки во многих странах, в том числе и в России, межгосударственных и национальных стандартов.

Практические рекомендации, содержащиеся в межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» (принят приказом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 27 марта 2007 г. № 28, введен в действие 1 июля 2009 г.), предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление охраной труда.

Согласно действующему законодательству на работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует наиболее эффективному выполнению этих обязанностей. Стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 является практическим инструментом содействия всем организациям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.

Целью указанного стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.

Основные элементы системы управления охраной труда - политика, организация, планирование и применение, оценка и действия по совершенствованию (см. рисунок). Вкратце опишем элементы системы управления охраной труда по ГОСТ 12.0.230-2007 по порядку.

 

1. Политика.

Что такое «политика»? Это то, что диктует и мотивирует все ваши действия в области охраны труда и безопасности производства товаров или услуг в вашей организации. Политика должна быть сформулирована кратко и лаконично, доступным для всех работников языком в отдельном документе, подписанном первым лицом или первыми лицами организации. В нём содержатся общие принципы, цели и задачи организации в области охраны труда работников. Когда формулируется политика, то желательно на одном-двух листочках просто и ясно обозначить обязательства и намерения руководства организации, то, как оно заботится о здоровье и безопасности труда своего персонала. Поскольку этот документ должен быть доступен всем работникам организации, то, как правило, он публикуется на самом видном месте, например, на стенде организации.

Примеры формулировки политики в различных компаниях можно найти в Интернете по ссылкам:

http://www.gpns.ru/strategy/policy

http://www.nornik.ru/kompaniya/ustojchivoe-razvitie/promyishlennaya-bezopasnost-i-oxrana-truda/politika-v-oblasti-promyishlennoj-bezopasnosti-i-oxranyi-truda

http://www.lenenergo.ru/about/osnovnay_deiatelnost/system_menegment/Politika_v_oblasti_ohrany_truda/

http://www.ilimgroup.ru/f/1/about-company/environmental-policy/GD29200212.pdf

http://www.unilever.ru/aboutus/forinvestors/SafetyHealthPolicy/

http://kamaz.net/ru/company/about/worker_safety/policy/

http://vorkutaugol.severstal.com/rus/csr/politics/index.phtml

Политика – это руководство к действию, и чтобы, как это бывает, красивые политические лозунги не остались только на бумаге, политика должна быть развёрнута в конкретных действиях и организационных мероприятиях, т.е. политика должна быть должным образом организована.

 

2. Организация

Абстрактно и красиво сформулированные политические цели должны быть конкретизированы в измеряемых целях, т.е. переведены в качественные количественные показатели. Эти цели и задачи должны быть должным образом коммуницированы, т.е. доведены до каждого работника. Для этого необходимо структурировать охрану труда, т.е. наладить собственно управление охраной труда в виде «линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях» (4.3.2.)[1], необходимо функционально дифференцировать и довести до персонала обязанности, ответственность и полномочия в сфере охраны труда, всем должно быть ясно – кто за что отвечает, каждый работник должен знать, что именно от него требуется, чтобы не подвергать риску себя и окружающих при выполнении трудовой функции.

Самая распространенная ошибка управления – это передача всей ответственности за охрану труда в организации одному специалисту или службе охраны труда. Охрана труда – это дело всей организации в целом, служба охраны труда или специалист по охране труда выступают лишь координаторами процессов управления. Разумеется, все без исключения работники должны быть компетентны, а значит должным образом подготовлены в области охраны труда (4.4.) как того требует норма ст. 225 ТК РФ.

Процессы управления охраной труда должны быть документированы. Это, например, внутренние регламенты и локальные нормативные акты (приказы, распоряжения руководителя), утверждающие процедуры оценки рисков, правила и инструкции по охране труда, журналы инструктажей, журналы выдачи СИЗ, положения о системе управления охраной труда, приказы о проведении оценки рисков и специальной оценки условий труда, комплекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда (ст. 212 ТК РФ), отчеты внутреннего аудита и оценочных групп, записи работников по оценке рисков, отчеты о проведении специальной оценки условий труда и другая регламентирующая или отчетная документация.

 

3. Планирование и применение.

Это собственно имплементация управленческих решений в области охраны труда. Об управлении можно всерьез говорить только тогда когда у организации есть конкретный план, когда она знает, куда и каким путем двигаться, чтобы достичь поставленные цели. Об управляемости охраной труда можно судить лишь по тому как выполняются (или не выполняются) планы мероприятий. Прежде чем планировать, т.е. прежде чем определить, куда и в каком направлении двигаться, необходимо выяснить, где вы вообще находитесь, в каком месте, на какой стадии, т.е. следует выяснить в каком состоянии охрана труда в вашей организации. Для этого необходим исходный анализ. Необходимо использовать различные информационные источники для анализа, в том числе отчеты о ранее проведенной аттестации и (или) специальной оценке условий труда. Правильно проведенная аттестация обязательно предусматривала план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, который вполне вписывался в требования ГОСТ 12.0.230-2007. Закон предписывает после проведения специальной оценки условий труда составить перечень мероприятий по улучшению условий труда, который также должен быть интегрирован в систему управления охраной труда организации.

Любой план – это матрица, задающая систему координат управления. План – это понимание персоналом поставленных целей и заявленных намерений руководства организации, а также механизмов и способов достижения этих целей. Именно путем выполнения планов реализуется политика в области охраны труда, т.е. те слова, которые декларированы в документе под названием «Политика» через выполнение плановых мероприятий (т.е. конкретных дел) претворяются в жизнь. Таким образом в охрану труда привносится управляемость, а организация в целом добивается желаемых изменений (4.10.2).

 

4. Оценка

Идеальных планов не бывает. Чтобы планы (как это иногда бывает) не остались благими пожеланиями на бумаге и не пылились на полках, например, вместе с забытыми материалами аттестации (специальной оценки условий труда), необходимо наладить мониторинг и оценку выполнения, имплементации той политики, которая заявлена руководством организации.

Для того, чтобы не блуждать, а уверенно двигаться в заданном направлении, необходимы компас и ориентиры, с помощью которых вы всегда правильно скорректируете ваше движение к намеченной цели. Эту управленческую функцию («компас и ориентиры») выполняют цели, измеряемые в качественных и количественных показателях – индикаторах эффективности. По ним руководитель организации отслеживает траекторию движения к намеченной цели и оценивает достигнутый прогресс. Любая более или менее успешная организация ставит измеримые цели на год, полугодие, квартал в производственных показателях (объем продаж, сумма выручки, количество произведенной продукции или услуг и т.п.). В управлении охраной труда используются те же принципы, только показатели другие: количество рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда, количество выявленных нарушений или опасных действий и условий, которые могут привести к происшествию (результаты внутреннего аудита), количество работников, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, объём средств, направленных на предупреждение производственного травматизма и профилактику профзаболеваний, количество дней, потерянных по причине временной нетрудоспособности работника («больничные») т.д.

Грамотный специалист по охране труда всегда предложит понятные любому руководителю показатели, вместо сетований о нехватки средств на охрану труда и низкую зарплату. Именно измеримые цели, индикаторы прогресса в достижении желаемых изменений являются критерием оценки управления (управляемости) охраной труда. Помним, что главная проблема охраны труда – это тысячи нарушений или бесконтрольных опасных действий и условий, которые приводят к несчастным случаям. Именно эти действия и условия должны быть в поле постоянного внимания всех (без исключения – это требование Трудового кодекса!) работников и их руководителей. Если специалист по охране труда не может предложить руководителю внятно сформулированные цели и индикаторы эффективности, то бездельника лучше выгнать и на его место назначить толкового менеджера. Именно менеджера, поскольку управление охраной труда – это менеджмент организации.

Мониторинг – это в первую очередь работа с данными, это анализ показателей. В любой организации достаточно данных для анализа, надо только быть внимательным к процессам происходящим внутри организации и вокруг неё. Периодические медицинские осмотры, производственный контроль и специальная оценка условий труда (ранее – аттестация рабочих мест по условиям труда) – это тоже элементы управления охраной труда. Но для того чтобы стать полноценными системными элементами и соответствовать ГОСТу, их необходимо объединить в единую взаимосвязанную и взаимодействующую (ст. 209 ТК РФ) систему управления. Тогда данные этих наблюдений станут полезными не только (и не сколько!) для контролирующих надзорных органов, а для самой организации, поскольку правильно организованные и систематизированные они послужат повышению управляемости. Согласитесь, средства, потраченные на аттестацию рабочих мест по условиям труда (ныне – на специальную оценку условий труда) были бы израсходованы гораздо эффективней, если бы изначально планировались не как вынужденные затраты на некий отдельный изолированный процесс по исполнению законодательного требования по принципу «сделал-забыл», а как системный элемент управления охраной труда. Благодаря системе управления, средства, затраченные на аттестацию или «спецоценку» становятся уже не расходами, а инвестициями в развитие организации, т.е. возвращаются с профитом достигнутых изменений. Грамотный специалист по охране труда проектирует свой бюджет именно таким способом и службы (подразделения) охраны труда преуспевающих организаций, т.е. там, где налажена система управления охраной труда, обычно не испытывают проблем с финансированием своей деятельности.

Зачем нужна проверка (4.13) – вопрос риторический. Как ее организовать согласно требованиям ГОСТа? Людям свойственно ошибаться, люди субъективны в своих оценках. Оптимист опишет свои наблюдения в розовых тонах, пессимист – в серых. Риск субъективизма и человеческих ошибок снижает внешнее наблюдение и правильно организованная проверка. Для проведения аудита не обязательно приглашать дорогих внешних аудиторов. Этот процесс должен быть налажен внутри организации силами самой организации. Главное требование: проверять деятельность лиц или эффективность структурного подразделения должны другие лица, т.е. не связанные с проверяемой деятельностью (4.13.5). Для проверок состояния охраны труда в структурных подразделениях организации обычно формируют аудиторские группы или оценочные команды, в состав которых входят специалисты различных структурных подразделений. Именно эти группы или команды фиксируют и доводят до сведения работников и их руководителей замеченные нарушения или опасные действия и условия, которые могут привести к производственным травмам. Далее принимаются меры по устранению или снижению выявленных рисков.

Вот один из типичных примеров, взятый из внутренней регламентирующей документации по управлению охраной труда одной из компаний, успешно работающей в России: «Аудит безопасного поведения (Safety Behavioral Observation) - регулярно проводимое наблюдение за работниками на рабочих местах с последующим обсуждением с работниками их действий с целью выявления и устранения опасных действий путем принятия немедленных, корректирующих и предупредительных действий, а так же последующего контроля их выполнения».

 

5. Действия по совершенствованию

Для чего проводят мониторинг? Для своевременного реагирования. Беда не застанет врасплох внимательного наблюдателя. Происшествия и несчастные случаи – лишь следствия определенных обстоятельств. Эти обстоятельства и причины («определение и анализ первопричин») заметны невооруженным глазом при правильно организованном мониторинге и аудите. Оценка профессиональных рисков как системный элемент управления несет в себе сильную профилактическую функцию, поскольку предупреждает нежелательные события, неизбежно отвлекающие организацию от решения текущих производственных задач, в случае их наступления. Вот почему любая организация, стремящаяся к совершенству, на определенной стадии своего развития неизбежно приходит к пониманию налаживания системы управления охраной труда. Вы не получите ресурсы на развитие (банковские кредиты, инвестиции, бюджетное финансирование, фонды и т.п.) без оценки производственных рисков и мер по их снижению. Оценивая производственные риски, вы оцениваете и профессиональные риски как угрозу для вашего производства. После проведения первичной оценки рисков, приступают к мерам по их снижению. После проведения мер по снижению рисков, проводят оценку остаточных рисков и так до бесконечности по так называемому «колесу Деминга (непрерывное совершенствование)».

Важно отметить, что после проведения мер по снижению своих профессиональных рисков работники приступают к повторной оценке с новым уровнем понимания. Именно таким образом, системная, систематическая, регулярная оценка рисков культивирует привычку к безопасному труду. Главная задача системы управления охраной труда – культивировать безопасное поведение работников. Циклично выполняемые процессы, из которых состоят основные элементы управления охраной труда, развивают организацию, повышают ее конкурентоспособность и адаптивность к постоянно меняющейся среде. В этом смысл непрерывного совершенствования.

 

 

© Байгереев Марат Серикбаевич, 2014 г.

По вопросам применения ГОСТ 12.0.230-2007 и внедрения системы управления охраной труда обращайтесь в ВСФ ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда России: (3952) 458-500



[1] Здесь и далее – в скобках – ссылки на соответствующий раздел ГОСТ 12.0.230-2007

 

Скачать файл для печати: pro-gost-12.pdf [247.05 Kb]

Для печати
© 2009-2017 Марат Байгереев Тел.: (3952) 458-500, 458-520, 29-23-53