» » Из Топ-14 изменений трудового законодательства в 2014 году (правовой Портал "Гарант") - полная версия
ГЛАВНАЯ ПУБЛИКАЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ ВЕБИНАРЫ ДОКУМЕНТЫ ПРОФРИСК.РФ ON-LINE ЗАЯВКА КОНТАКТЫ
ВСФ НИИ ТРУДА
ИНСТИТУТ ТРУДА
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
ОТЧЕТЫ
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ
ОБЗОР РЫНКА ТРУДА
ЭКСПЕРТНЫЕ ОПРОСЫ
БИБЛИОТЕКА
ПУБЛИКАЦИИ
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
ОБУЧЕНИЕ
УСЛУГИ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
семинары по трудовому законодательству, оплате и нормированию труда
семинары «ОХРАНА ТРУДА»
Специальная оценка условий труда
Для получения дополнительной информации посетите сайт "ПРОФРИСК.РФ" (https://profrisk.ru)

 Институт труда в Instagram

 Институт труда на Facebook

Из Топ-14 изменений трудового законодательства в 2014 году (правовой Портал "Гарант") - полная версия

Автор комментария: Марат Байгереев

 

Если оценивать законопроект "О специальной оценке условий труда" в целом, то его значение, безусловно, позитивное как для работников так и для большинства работодателей.

  1. Он направлен на улучшение труда работников. Причем, в  отличие от действующего Порядка (приказ Минздравсоцразвития России № 342н), выполняющего практически ту же функцию, он повышает юридический (и от этого - политический) статус  этой процедуры. Конституционная норма ст. 37 (п.3) получила новое выражение.
  2. Он облегчает жизнь многим работодателям, в 1-ю очередь тем, у которых все в порядке с условиями труда. Законопроект вводит процедуру декларирования, которая избавляет их от излишнего внимания со стороны госнадзора и от бремени повышающихся каждый год страховых тарифов. Хорошая новость для «чистых» и высокотехнологичных производств.
  3.  Он заставит работодателей постепенно (именно постепенно – в этом мудрость законодателя!) избавляться от «грязных производств» либо самим платить за предоставление льгот работникам, которые теряют здоровье на их производствах (сейчас мы все солидарно финансируем эти льготы). И он заставит платить высокие штрафы за нарушения требований охраны труда. Плохая новость для недобросовестных работодателей и для  «традиционных» производств , использующих оборудование наших отцов, дедов и даже прадедов.

Если интересны принципиальные детали, то есть существенный изъян (по крайней мере в той редакции, которая была в 1-м чтении). Законопроект позволяет использовать результаты производственного контроля для целей спецоценки (или вообще её не проводить!) при отсутствии представительства работников в комиссии.


В той редакции законопроекта, которая была внесена в Госдуму возможна следующая опасная для работников схема: работодатель предлагает эксперту-оценщику  не проводить свои замеры, а воспользоваться измерениями лаборатории работодателя. Комиссию возглавляет работодатель.  При этом, если результаты измерений не соответствуют действительности, либо условия труда признаны комиссией допустимыми вопреки реальному положению вещей, то страдает работник, так как именно его здоровье подвергается опасности. 

 

Обратите внимание на следующие нормы.

Ст. 12, п.8. В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений полученные аккредитованной испытательной лабораторией в ходе производственного контроля за условиями труда… Решение о возможности использования данных результатов принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.


Ст. 10, п. 4.  В случае, если на рабочем месте не идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.

 

Ст. 9, п.2. В состав комиссии включаются… представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии)…  Это значит если нет профсоюза или представителя работников, то и некого включать в состав комиссии. В то время как действующий Порядок проведения аттестации содержал императивную норму (п. 10) «В состав аттестационной комиссии включаются… представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников» без исключения!

 

Закон дает право работнику (через жалобу в Госинспекцию труда) или профсоюзу обжаловать результаты спецоценки или добиться внеплановой оценки (ст. 17) или экспертизы качества (ст. 23), но даже если в этих случаях и будет доказано несоответствие результатов спецоценки, то ни работодатель, ни эксперт-оценщик не несут ответственности, которая предусмотрена планируемыми в связи с принятием закона о спецоценке поправками в КоАП т.к. вина работодателя за результаты производственного контроля не предусмотрена, а вины эксперта вообще нет, т.к. он не нарушал порядок спецоценки и за результаты измерений лаборатории работодателя ответсвенности не несет.


Вот такое слабое место. Если  профсоюзы пропустят этот момент (т.е. слова «(при наличии)» в п.2. ст. 9), то считайте это серьезным их проколом.


Читать этот комментарий на информационно-правовом портале www.garant.ru

http://www.garant.ru/article/511063/ 

Для печати
© 2009-2017 Марат Байгереев Тел.: (3952) 458-500, 458-520, 29-23-53