» » » Подготовка сравнительного анализа законодательства и практики Российской Федерации на соответствие требованиям конвенций МОТ 161, 174 и 176
ГЛАВНАЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ КОНФЕРЕНЦИИ ВЕБИНАРЫ ДОКУМЕНТЫ ПРОФРИСК.РФ ON-LINE ЗАЯВКА КОНТАКТЫ
ВСФ НИИ ТРУДА
ИНСТИТУТ ТРУДА
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
ОБУЧЕНИЕ
УСЛУГИ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
семинары по трудовому законодательству, оплате и нормированию труда
семинары «ОХРАНА ТРУДА»
Специальная оценка условий труда
Для получения дополнительной информации посетите сайт "ПРОФРИСК.РФ" (https://profrisk.ru)

 Институт труда в Instagram

 Институт труда на Facebook

Подготовка сравнительного анализа законодательства и практики Российской Федерации на соответствие требованиям конвенций МОТ 161, 174 и 176

Работа сделана по контракту с Международным бюро труда в 2010-2011 гг.

 

Исполнитель: эксперт МОТ, Директор ВСФ ФГБУ "ТСС" Минздравсоцразвития России Марат Байгереев

 

Гармонизация российского трудового законодательства с требованиями конвенций и рекомендаций МОТ является одним из приоритетов политики Российской Федерации в социально-трудовой сфере. В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минздравсоцразвития России ведет работу по ратификации конвенций Международной организации труда. В 2010 году Российской Федерацией ратифицированы 4 конвенции МОТ следующими федеральными законами:

  • «О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенции № 132)»;
  • «О ратификации Конвенции 1971 года о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенции № 135)»;
  • «О ратификации Конвенции 1981 года о содействии коллективным переговорам (Конвенции № 154)»;
  • «О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции № 187)».

В связи с обязательствами по Генеральному соглашению между Правительством Российской Федерации, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей, актуальным остается вопрос о возможности ратификации конвенций МОТ 1985 года «О службах гигиены труда» (№ 161), 1993 года «О предотвращении крупных промышленных аварий» (№ 174) и 1995 года «О безопасности и гигиене труда на шахтах» (№ 176).

По заданию МОТ, в соответствии с требованиями контракта проведен анализ соответствия российского законодательства требованиям трех указанных конвенциям МОТ.

В Минздравсоцразвития России даны предложения по ратификации указанных конвенций МОТ с учетом действующей законодательной базы Российской Федерации, правоприменительной практики и структуры органов исполнительной власти, обеспечивающих осуществление надзорных и контрольных функций за выполнением требуемых международных норм, на предмет определения компетентного органа (органов) в случае ратификации конвенций.

Сравнительный анализ проведен по каждой конвенции постатейно и представлен в табличной форме в Приложении 1 (а, б, в).

Проведенный анализ показывает, что российское законодательство в основном содержит необходимые нормы для ратификации конвенций МОТ 1985 года «О службах гигиены труда» (№ 161), 1993 года «О предотвращении крупных промышленных аварий» (№ 174) и 1995 года «О безопасности и гигиене труда на шахтах» (№ 176), а федеральные органы исполнительной власти, компетентные в реализации требований указанных конвенций (Роструд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и МЧС), выполняют функции контроля и надзора за соблюдением действующего законодательства.

Указанные конвенции могут быть ратифицированы без внесения изменений в российское законодательство, кроме тех, которые уже предусмотрены Планом законопроектных работ Правительства Российской Федерации и той работы, которая уже проведена в рамках реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы.

I. Состояние российского законодательства, заключения и выводы о возможности ратификации Российской Федерацией конвенций МОТ № 161,174 и 176

1.1. Конвенция № 161 "О службах гигиены труда" (1985 год).

Конвенция № 161 принята на 71-й сессии МКТ 7 июня 1985 года и ратифицирована в 28 странах, в том числе в Бразилии, Венгрии, Германии, Мексике, Сербии, Словакии, Словении, Турции, Финляндии, Хорватии, Швеции, Чехии, Чили и др.

В соответствии с Конвенцией термин "службы гигиены труда" означает службы, на которые возложены в основном профилактические функции и ответственность за консультирование предпринимателя, трудящихся и их представителей на предприятии по вопросам:

  • требований относительно создания и поддержания безопасности и здоровой производственной среды, которая будет содействовать оптимальному физическому и психическому здоровью в связи с трудовым процессом;
  • приспособления трудовых процессов к способностям трудящихся с учетом состояния их физического и психического здоровья.

Термин "представители трудящихся на предприятии" означает лиц, признанных таковыми национальным законодательством или практикой.

В соответствии с Конвенцией службы гигиены труда выполняют следующие функции, достаточные и учитывающие потенциальные опасности на предприятии:

  • выявление и оценка риска от воздействия опасных для здоровья факторов, возникающих на рабочем месте;
  • наблюдение за факторами производственной среды и производственных операций, которые могут неблагоприятно влиять на здоровье трудящихся, включая санитарное оборудование, пункты питания и помещения, отведенные для них предпринимателем;
  • наблюдение за состоянием здоровья трудящихся в связи с трудовым процессом;
  • организация первой и неотложной медицинской помощи;
  • участие в анализе несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Положения данной Конвенции касаются важнейших вопросов, связанных с сохранением здоровья работников различных производств, и не противоречат российскому законодательству.

Основные положения Конвенции учтены Трудовом кодексе Российской Федерации и в соответствующих санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах и методических указаниях, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, контроль за исполнением которых осуществляется территориальными органами Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.

Вместе с тем, рекомендуется закрепить в законодательстве понятие «гигиена труда» и увязать его с термином «охрана труда», что возможно сделать в рамках уже проводимой работы по подготовке законодательных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Рекомендуется также внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части определения понятия «профессиональный риск», установления прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, связанных с управлением профессиональными рисками, установления порядка организации работы по профилактике профессиональных заболеваний и профессиональной реабилитации работников. Данные поправки уже подготовлены Минздравсоцразвития России в рамках реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. N 586.

Следует также учесть, что Программой действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. N 586, предусмотрено совершенствование профпатологической службы России, проведение специализированных медицинских обследований работников, создание системы ранней диагностики и профилактики профессиональных заболеваний.

Основной задачей указанного направления в течение 2008 - 2010 годов является создание нормативно-правовой базы для последующей организации системы медицинских центров медицины труда и профпатологии. В этих целях планируется осуществление следующих мероприятий:

  • разработка Положения о центре профпатологии с целью установления порядка работы и правового статуса указанного Центра;
  • разработка медицинских регламентов допуска работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров;
  • разработка методологии раннего выявления групп риска и предупреждения профессиональных заболеваний.

В целом, нормы Конвенции соответствуют законодательству Российской Федерации, принятие Конвенции возможно без внесения серьезных изменений, либо уже предусмотрено планами законопроектных работ Правительства Российской Федерации и не потребует дополнительных финансовых ресурсов, поэтому она может быть предложена к ратификации.

 

1.2. Конвенция № 174 "О предотвращении крупных промышленных аварий" (1993 год).

Конвенция № 174 принята на Генеральной конференции МОТ в Женеве 2 июня 1993 года (80-я сессия МКТ). Цель данной Конвенции состоит в предотвращении крупных аварий, вызываемых опасными веществами, и в ограничении последствий таких аварий. В сферу применения Конвенции входят объекты повышенной опасности.

В соответствии с положениями Конвенции, каждое государство-член МОТ разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику, направленную на защиту трудящихся, населения и окружающей среды от опасности крупных аварий. Эта политика осуществляется с помощью предупредительных и защитных мер, применяемых на объектах повышенной опасности и, по мере возможности, способствует использованию наиболее безопасной технологии.

В Российской Федерации определены органы, отвечающие за выработку государственной политики, направленной на защиту трудящихся, населения и окружающей среды от опасности крупных аварий: Минприроды России, Ростехнадзор и МЧС России.

Уровень развития и масштабы применения сложных энергоемких технологических процессов в промышленности и энергетике, в том числе с использованием опасных веществ, привели к тому, что в настоящее время техника и технологии стали для граждан, общества и государства как основой жизнедеятельности, так и одним из основных источников опасности.

От состояния промышленной безопасности (противоаварийной устойчивости) опасных производственных объектов предприятий топливно-энергетической, горно-металлургической, химической и других промышленных отраслей зависит надежное обеспечение потребителей всеми видами ресурсов и продукции, необходимыми для нормального функционирования общества и государства.

Проблемы обеспечения промышленной безопасности технологически связаны с производственной деятельностью работников и организаций и оказывают существенное влияние на результаты их работы.

Требования безопасности обусловлены применяемыми технологиями, при этом значительная часть требований непосредственно связана с конкретными производственными процессами, нарушение которых приводит к выпуску некачественной продукции, авариям и их негативным последствиям.

Ежегодный совокупный материальный ущерб от техногенных аварий, затраты на ликвидацию аварий и их последствий составляет десятки миллиардов рублей. Значительная доля этих расходов связана с авариями на опасных производственных объектах.

Пожары, взрывы, выбросы взрывоопасных и токсичных продуктов, другие инциденты и аварийные ситуации ведут к выбытию мощностей, потерям ресурсов и продукции, причиняют ущерб жизни, здоровью и имуществу работников и третьих лиц, оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, социально-экономическую ситуацию.

Конвенция определяет следующие ключевые понятия: опасное вещество, предельно допустимое количество, объект повышенной опасности, крупная авария, доклад по безопасности и аварийная ситуация.

Процедуры регулирования отношений в сфере предупреждения крупных аварий содержатся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», разработанном с учетом директивы ЕЭС «О предотвращении крупных промышленных аварий».

В соответствии со статьей 16 Конвенции компетентный орган обеспечивает распространение информации о мерах безопасности и правильном поведении в случае крупной аварии среди населения, которое может оказаться под воздействием последствий крупной аварии, даже если оно не обращается за получением такой информации, а также обновление этой информации и распространение такой обновленной информации через определенные интервалы, а также оповещение в случае возникновения крупной аварии в возможно сжатые сроки.

Указанная функция в настоящее время закреплена за МЧС России в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Указом Президента Российской Федерации от
11 июля 2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Вместе с тем, ратификация Конвенции потребует внесения отдельных изменений в действующее законодательство Российской Федерации.

В частности, в целях реализации Конвенции необходимо внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Также потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. № 526 «Об утверждении правил предоставления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Проведенный сравнительный анализ соответствия законодательства Российской Федерации с положениям Конвенции № 174 показывает, что в законодательстве Российской Федерации в основном реализуются положения и требования Конвенции и ратификация данной Конвенции не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.

Конвенция № 174 ратифицирована небольшим числом государств (13 стран), среди которых Албания, Армения, Бельгия, Бразилия, Колумбия, Эстония, Индия, Ливан, Люксембург, Нидерланды, Саудовская Аравия, Швеция, и Зимбабве.

 

1.3. Конвенция № 176 «О безопасности и гигиене труда на шахтах» (1995 год).

Конвенция № 176 и соответствующая Рекомендация № 183 «О безопасности и гигиене труда на шахтах» были приняты в июне 1995 года на 82-й сессии Международной конференции труда. Указанная конвенция ратифицирована в 23 странах и учитывает целый ряд принятых ранее конвенции и рекомендации МОТ, в частности, Конвенцию 1957 года об упразднении принудительного труда; Конвенцию и Рекомендацию 1960 года о защите от радиации; Конвенцию и Рекомендацию 1963 года о снабжении машин защитными приспособлениями; Конвенцию и Рекомендацию 1964 года о пособиях в случаях производственного травматизма; Конвенцию и Рекомендацию 1965 года о минимальном возрасте допуска на подземные работы; Конвенцию 1965 года о медицинском освидетельствовании молодых людей для подземных работ; Конвенцию и Рекомендацию 1977 года о производственной среде (загрязнение воздуха, шум и вибрация); Конвенцию и Рекомендацию 1981 года о безопасности и гигиене труда; Конвенцию и Рекомендацию 1985 года о службах гигиены труда; Конвенцию и Рекомендацию 1986 года об асбесте; Конвенцию и Рекомендацию 1988 года о безопасности и гигиене труда в строительстве; Конвенцию и Рекомендацию 1990 года о химических веществах; и Конвенцию и Рекомендацию 1993 года о предотвращении крупных промышленных аварий.

За ратификацию Конвенции № 176 выступает один из крупнейших общероссийских объединений профсоюзов – Росуглепроф. По мнению профсоюзов, правовые нормы и правила по охране и гигиене труда Российской Федерации, в том числе в угольной промышленности, не противоречат требованиям Конвенции № 176 и Рекомендации № 183, а по многим позициям даже превосходят их.

Проведенный анализ нормативно-правовых актов (список законодательных актов приведен в Приложении 2), позволяет в определенной степени разделить мнение профсоюзов, но должно быть понимание, что ратификация Конвенции № 176 потребует принятия серьезных организационных мер как со стороны работодателей, так и со стороны органов исполнительной власти, ответственных за реализацию государственной политики в области охраны труда и промышленной безопасности опасных производственных объектов, к каким относятся шахты. Для принятия политического решения по ней рекомендуется проведение дополнительных консультаций с угольными компаниями и общественными объединениями, представляющими интересы российских горнодобывающих предприятий.

Особенно актуальна ратификация этой конвенции после крупных промышленных аварий в 2010 г. на шахте «Распадская» и в 2006 г. на шахтах «Тайжина», «Листвяжная», «Есаульская», сильно ударивших по репутации российской угольной промышленности в вопросах технической безопасности шахт и организации в них охраны труда. Шахта "Распадская" - самая крупная угольная шахта в стране. До аварии она обеспечивала более 10% добычи коксующегося угля в России. В результате аварии погибли 68 человек, пострадали свыше 130.

При принятии решения о необходимости ратификации Конвенции следует принимать во внимание предполагаемый экономический и социальный эффект от дальнейшего совершенствования российского законодательства и правоприменительной практики в соответствии с требованиями Конвенции.

С точки зрения экономики расходы на улучшение условий труда являются инвестициями. Причем ценность таких инвестиций значительно выше, чем предполагается изначально, и не только в связи со скрытой и долгосрочной выгодой для здоровья работников, но также ввиду способностей предприятий использовать инновации, которые повышают качество продукции и услуг, улучшают условия труда. На уровне экономики в целом это является важным компонентом процесса развития. Таким образом, в работе по ратификации конвенций МОТ следует учитывать роль экономического стимулирования, в связи с необходимостью приведения системы управления охраной труда (государственных нормативных требований охраны труда, обязанностей работодателей и работников в области охраны труда) в соответствии с требованиями конвенций.

Очевидно, что именно государство как основной регулятор охраны труда на национальном уровне должно стимулировать работодателей принимать новые «правила игры» и тем самым обеспечивать более высокий уровень безопасности труда путем законодательного повышения стандартов охраны труда. Именно на это нацелены конвенции МОТ в сфере охраны труда, и как показывает международная практика, есть все основания утверждать, что уровень охраны труда, высокие стандарты безопасности труда и здоровья, которые законодательно вводятся на национальном уровне, способствуют экономическому росту и повышению конкурентоспособности стран. Таким образом, общий вывод данного исследования в том, что следование требованиям конвенций и рекомендаций МОТ в сфере охраны труда не только политически целесообразно, но и экономически оправдано.

Конвенция № 176 направлена на обеспечение безопасности работ на шахтах и устанавливает высокие требования как к работодателям, так и к работникам.

Согласно требованиям Конвенции (ст. 10), работодатель обеспечивает:

a) проведение для трудящихся бесплатно соответствующих программ профессиональной подготовки и переподготовки и получение ими понятных инструкций по вопросам безопасности и гигиены труда, а также по выполнению порученной работы;

b) осуществление во время каждой смены надлежащего надзора и контроля с целью обеспечения безопасной эксплуатации шахты и в соответствии с требованиями национального законодательства;

c) введение системы, при которой фамилии всех лиц, находящихся под землей, могут быть точно известны в любое время, как и их возможное местонахождение;

d) проведение расследований и принятие соответствующих корректирующих мер в связи со всеми несчастными случаями и опасными происшествиями, определяемыми как таковые национальным законодательством; и

e) представление компетентному органу отчетов по несчастным случаям и опасным происшествиям в соответствии с национальным законодательством.

Согласно ст. 14 Конвенции № 176 национальным законодательством трудящимся вменяется в обязанность в соответствии с полученной ими подготовкой:

a) соблюдать предписанные меры по безопасности и гигиене труда;

b) принимать разумные меры по обеспечению собственной безопасности и охране своего здоровья, а также безопасности и здоровья других лиц, которым может быть нанесен ущерб в результате их действий или бездействия в работе, включая должное содержание и использование предоставленных в их распоряжение для этой цели защитных одежды, средств и оборудования;

c) немедленно информировать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, которая, по их мнению, может ставить под угрозу их безопасность или здоровье или безопасность или здоровье других лиц, и с которой они сами не могут справиться должным образом; и

d) сотрудничать с предпринимателем, с тем, чтобы он мог выполнять возложенные на него настоящей Конвенцией обязанности и обязательства.

В законодательном плане реализация требований указанной Конвенции не потребует серьезных изменений, кроме тех, что уже предусмотрены Планом законопроектных работ Правительства Российской Федерации и той работы, которая проведена в рамках реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. № 586. В частности, для полной гармонизации Конвенции № 176 и российского законодательства желательно ввести поправки в ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации в части определения понятий «профессиональный риск», «оценка риска», «управление профессиональными рисками», а в части ст. 212 – обязать работодателя организовать проведение оценки риска в организации на системной основе.

II. Замечания Комитета экспертов Международного бюро труда по применению норм применительно к докладам некоторых стран по реализации требований конвенций МОТ 161, 174 и 176

В соответствии с требованиями контракта проведен также выборочный анализ применения конвенций по странам Финляндия, Германия, Швеция, Нидерланды, Испания, Бразилия и Турция. За основу взяты комментарии (замечания), сделанные Комитетом экспертов по применению Конвенций и Рекомендаций к докладам (отчетам) указанных стран по применению Конвенции.

При анализе использовались формуляры Международного бюро труда к докладам о применении указанных конвенций МОТ с тем, чтобы в дальнейшем Минздравсоцразвития России было удобно использовать этот анализ для подготовки соответствующих докладов (отчетов по реализации конвенций) МБТ.

Согласно форме для отчетов (формуляру докладов) в Международное Бюро труда для стран, ратифицировавших конвенцию, первые доклады должны содержать полную информацию по обеспечению реализации конвенции и по каждому установленному вопросу.

Последующие доклады должны содержать, как правило, только информацию по таким вопросам, как:

(а) любые законодательные изменения или другие меры, которые влияют на применение Конвенции;

(б) ответы на вопросы, поставленные в форме, касающиеся практики применения Конвенции (например, статистика, результаты инспекций, судебные или административные решения) и результатов обсуждения с представительными организациями работодателей и работников;

(с) ответы на комментарии надзорных органов (т.е. отчет должен содержать ответы на любые комментарии Комитета экспертов и Комитета по применению норм, адресованные правительству относительно применения конвенции в стране).

В отчете по применению конвенции необходимо дать перечень нормативно-правовых и административных актов, которые обеспечивают ее применение. Следует представить любую доступную информацию, касательно области применения указанных нормативно-правовых и распорядительных актов. Применение указанных нормативно-правовых и распорядительных актов и предпринимаемых мер необходимо обозначить детально по каждой статье конвенции.

Если ратификация конвенции способствовала усилению национального законодательства, то следует указать, благодаря чему произошел этот эффект. Следует указать, какие меры предприняты компетентным органом или органами для обеспечения требований конвенции.

Кроме того, если Комитет экспертов или Комитет Конференции по применению норм и стандартов затребует дополнительную информацию о мерах, предпринимаемых правительством по применению конвенции, необходимо предоставить такую информацию.

 

2.1. Конвенция 1985 года № 161 "О службах гигиены труда".

Техническим заданием предусмотрен анализ применения этой Конвенции по странам Финляндия, Германия и Турция. За основу взяты комментарии (замечания), сделанные Комитетом экспертов по применению Конвенций и Рекомендаций к докладам (отчетам) указанных стран по применению Конвенции.

Финляндия

Из комментариев 61-й сессии 1991 г.

Комитет с интересом отмечает информацию, предоставленную в первом отчете Правительства по применению Конвенции. Правительство указало в своем отчете, что циркуляры и директивы, изданные Национальным Органом здравоохранения (National Board of Health) по организации гигиены труда, пересмотрены и соответствуют программе действий по совершенствованию гигиены труда. Комитет просит предоставить в следующем отчете копию этой программы действий и любые пересмотренные циркуляры и директивы.

Комитет просит предоставить дальнейшие разъяснения по следующим вопросам:

По статье 3, абзацам 2 и 3 Конвенции, Комитет отмечает, что согласно Правительственному докладу 95% всех работников, занятых в общественном (public) и частном о секторах, обеспечены службами гигиены труда. Также отмечается, что согласно Закону о гигиене труда № 473 от 1978 года, образован совещательный орган по планированию и развитию гигиены труда. Правительство должно предоставить информацию о любых мероприятиях этого совещательного органа, обеспечивающих создание служб гигиены труда на предприятиях, где они еще не созданы и предоставить копии любых планов по их созданию после согласования с наиболее представительными организациями работодателей и работников.

По статье 4, Комитет отмечает, что Правительство упомянуло о соглашении между организациями рынка труда относительно развития гигиены труда. Правительство должно предоставить копию такого соглашения в следующем отчете.

По статье 8, Комитет отмечает, что Правительство указало на то, что обеспечение служб гигиены труда предполагает тесное сотрудничество с лицами, ответственными за организацию и планирование рабочих мест, с организациями по защите труда на рабочих местах и властями по защите труда. Правительство должно предоставить информацию о способах участия работников и их представителей в реализации организационных мер, связанных со службами гигиены труда на паритетной основе.

По статье 9, Комитет отмечает, что Правительство указало в своем отчете на независимый статус персонала, оказывающего услуги в области гигиены труда, и что Национальный Орган здравоохранения начал работу по подготовке профессионального кодекса для служб гигиены труда в сотрудничестве с организациями работников и работодателей. Правительство должно представить копию такого профессионального кодекса после его разработки.

Из комментариев 64-й сессии 1994 г.

Комитет отмечает, что Правительство снова задержало пересмотр инструкций по содержанию гигиены труда.

В своих предыдущих замечаниях Комитет указал на то, что обеспеченность службами гигиены труда не выросло с 95% работников и не распространяется на всех занятых, как это было отмечено в первом докладе.

Комитет отмечает, что, согласно замечаниям профсоюзных и работодательских организаций, существуют трудности в обеспечении гигиены труда из-за финансирования и снижения компенсации расходов системой социального страхования. Комитет просит Правительство предоставлять информацию о мерах, предпринимаемых для расширения обеспеченности гигиеной труда на всех работников и отмечать прогресс, достигнутый в реализации планов по обеспечению службами гигиены труда строительной отрасли и малых предприятий.

Из комментариев 70-й сессии 1999 г.

Комитет с интересом отмечает ответы Правительства на предыдущие замечания. Указано, что в связи с вступлением в силу 1 января 1995 года нового закона о возмещении расходов на службы гигиены труда, в финское законодательство введено понятие «передовой практики гигиены труда».

Комитет также отмечает ответ Правительства на замечания социальных партнеров о нехватке ресурсов для распространения передовой практики гигиены труда. Правительство заверяет о том, что оно уделило этой проблеме особое внимание в своей программе, а Министерство социальных дел и здравоохранения готовит программу соответствующих мер, которая включает, помимо прочих инициатив, проекты по улучшению сотрудничества между службами гигиены труда также как и субсидируемых государством региональных экспериментов по гигиене труда.

Из комментариев 77-й сессии 2006 г.

Комитет отметил подробную информацию в отчете Правительства, в том числе содержащую ответы на предыдущие замечания Центральной организации финских профсоюзов. Отмечается также, что отчет содержит новый обзор финских профсоюзов в качестве дополнения.

Комитет отмечает, что Государственный совет принял в 2004 году принципиальный документ «Гигиена труда 2015», содержащий направления развития гигиены труда в Финляндии, а также с интересом отмечает недавние законодательные меры по обеспечению применения Конвенции, в частности, принятие Закона о гигиене труда № 1383 от 21 декабря 2001 г. (с поправками в редакции Закона № 51 от 20 января 2006 г.). Согласно Правительству, Закон нацелен на более тесное сотрудничество между всеми сторонами. Финские профсоюзы указывают на то, что не полностью обеспечен междисциплинарный подход к гигиене труда, приводя в качестве примера тот факт, что лишь одна треть служб гигиены труда имеют в своем распоряжении психологов или то, что не хватает экспертов по промышленной гигиене.

Социальные партнеры (работодательские, профсоюзные и научные организации) отмечают, что гигиена труда охватывает не всех работников, особенно в строительстве и малом бизнесе. Принимая во внимание замечания финских профсоюзов относительно работников нетипичных форм занятости, Комитет отмечает, что в правительственном отчете указано, что Закон о гигиене труда подчеркивает обязанности работодателя по обеспечению гигиены труда для всех работников, независимо от формы и продолжительности занятости. Отмечается, что Институт гигиены труда разработал модели развития служб гигиены труда для работников малого бизнеса. Финские профсоюзы отмечают, что принятые меры еще не достаточны для работников атипичных форм занятости, наемных работников на неполное рабочее время и т.п.

Комитет просит Правительство продолжить информировать о мерах, принятых или предусматриваемых по обеспечению работников атипичных форм занятости службами гигиены труда, а также представить комментарии на замечания финских профсоюзов по данному вопросу.

Финскими профсоюзами отмечается, что медицина труда была сфокусирована на лечении, а не на профилактике, и то, что последние исследования говорят о новых профессиональных рисках, которым не уделяется достаточно серьезное внимание, которое они заслуживают, например, эмоциональные и психологические стрессы, умственное напряжение, давление на работе, психические перегрузки среди работников. Правительство отмечает, что идентификация и оценка профессиональных рисков является основополагающими во всех мероприятиях по защите здоровья и это предусмотрено законодательством, справочниками и программами обучения.

Комитет просит Правительство предоставить в следующем отчете копии справочников и информацию по обучению специалистов служб гигиены труда распознаванию новых рисков для здоровья работников и представить комментарии на замечания финских профсоюзов по данному вопросу.

Комитет просит Правительство представить подробную информацию в следующем отчете о недавно принятом Законе № 44 от 2006 г. по надзору в сфере охраны труда, в том числе статистику о количестве инспекционных проверок в различных отраслях, числе работников, охваченных инспекциями в гендерном аспекте и любую другую доступную информацию, позволяющую оценить насколько полно выполняются требования Конвенции.

Комитет просит Правительство предоставить информацию в своем следующем отчете о результатах выполнения плана реализации Закона о гигиене труда по обеспечению равного доступа к службам гигиены труда, а также указать количество служб гигиены труда и их расположение.

 

Германия

Из комментариев 77-й сессии 2006 г.

Комитет отметил информацию, содержащуюся в первом правительственном отчете и прилагаемые к нему законодательные акты.

Комитет с интересом отмечает принятие Постановления о предотвращении несчастных случаев в целях обеспечения малых предприятий (с числом занятых мене десяти работников) службами гигиены труда в соответствии с Законом об охране труда. Комитет просит Правительство продолжать информировать о законодательных мерах, принятых или предусматриваемых в целях обеспечения Конвенции, а также и предоставлять копии принимаемых законодательных актов.

Комитет просит Правительство предоставить дополнительную информацию в следующем отчете о практике применения требований ст. 5 Конвенции касательно функций служб гигиены труда.

Комитет просит Правительство предоставить дополнительную информацию в следующем отчете о практике применения требований ст. 7 (п. 2) Конвенции, а именно о практике создания служб гигиены труда совместно на нескольких предприятиях, в частности, количество таких служб и численность охваченных ими работников.

Комитет просит Правительство предоставить дополнительную информацию о практике применения требований ст. 8 Конвенции, а именно о сотрудничестве между работодателями, работниками и их представителями по созданию служб гигиены труда на предприятиях с числом постоянно занятых менее пяти работников.

Комитет отмечает, что Правительство не ответило на предыдущие замечания, касающиеся, выполнения требований ст. 12, а именно наблюдения за состоянием здоровья работников в связи с трудовым процессом, по возможности, в рабочее время. В этой связи Комитет напоминает об этих замечаниях и просит Правительство предоставить информацию в своем следующем отчете о мерах, принятых или предусматриваемых для обеспечения наблюдения за состоянием здоровья работников в связи с трудовым процессом, по возможности, в рабочие часы.

Комитет просит Правительство предоставить дополнительную информацию в своем следующем отчете о мерах, предпринятых офисами Земель и техническими инспекциями по применению Конвенции, включая информацию о количестве проведенных инспекционных проверок, выявленных нарушениях, численности работников, охваченных законодательством, по возможности в половозрастном разрезе.

 

Турция

Из комментариев 80-й сессии 2009 г.

Комитет указывает на замечания, подписанные 2 сентября 2009 г. Конфедерацией международных профсоюзов от имени Конфедерации турецких профсоюзов относительно применения статей 5, 6, 8, 11, 12, 14 и 15 Конвенции, переданных Правительству 2 октября 2009 г.

Комитет надеется на то, что следующий отчет, представленный Правительством по замечаниям Комитета, будет содержать какие-нибудь комментарии Правительства в ответ на указанные замечания профсоюзов.

Комитет указывает на то, что Правительственный отчет до сих пор не получен и надеется на то, что отчет будет представлен на рассмотрение Комитета к следующей сессии и будет содержать полную информацию вопросам, затронутых в предыдущих комментариях.

 

2.2. Конвенция № 174 1993 года "О предотвращении крупных промышленных аварий"

Техническим заданием предусмотрен анализ применения этой Конвенции по странам Швеция, Нидерланды и Бразилия. За основу взяты комментарии (замечания), сделанные Комитетом экспертов по применению Конвенций и Рекомендаций к докладам (отчетам) указанных стран по применению Конвенции.

 

Швеция

Из комментариев 80-й сессии 2009 г.

Комитет отмечает, что информация Правительственного отчета содержит недавние поправки в Закон по предотвращению крупных химических аварий (AFS 2005:19) и статистическую информацию, указывающую, среди прочего, на общее количество 380 крупных объектов повышенной опасности в Швеции.

Комитет просит Правительство предоставить подробную информацию о произведенных штрафных санкциях и в следующем отчете предоставить информацию о проведенных инспекционных проверках и выписанных штрафах на крупных объектах повышенной опасности.

Правительство указало, что уполномоченные органы, отвечающие за применение Конвенции, состоят из разных ведомств, включая Администрацию рабочей среды, Инспекцию труда, Инспекцию промышленной безопасности Швеции, Агентство по спасательным службам, Национальную комиссию химической инспекции, Национальную палату по строительству и планированию и др.

Комитет просит Правительство предоставить информацию по применению этой Конвенции на практике, в частности то, как происходит координация между указанными ведомствами и их деятельность по надзору за применением Конвенции.

Комитет отметил подробную информацию, содержащуюся в Правительственном отчете, приложенные к нему нормативные акты, документацию и правоприменительную практику. С интересом отмечено количество предпринятых законодательных мер по предотвращению и ограничению последствий серьезных химических аварий, в том числе различные меры, предпринятые разными уполномоченными ведомствами по обеспечению применения Конвенции.

Комитет просит Правительство представить дополнительную информацию в своем следующем отчете о практике применения Конвенции, включая информацию о численности охваченных работников в половозрастном разрезе, и если возможно, то о количестве проведенных инспекцией труда проверок, выявленных нарушениях и принятых мерах.

 

Нидерланды

Из комментариев 80-й сессии 2009 г.

Комитет отмечает обзор по применению Конвенции, сделанный Конфедерацией промышленников и работодателей Нидерландов и Федерацией профсоюзов Нидерландов. Социальные партнеры ссылаются на опыт большого количества компаний, подпадающих под законодательные требования оценки промышленных рисков для предприятий, работающих с опасными веществами. Отмечается также, что малые и средние предприятия испытывают трудности в вопросах применения к ним законодательных требований. Социальные партнеры указывают на то, что низкое количество аварий, заявленных в транспортном секторе, не соответствует действительному уровню безопасности в соответствии с законодательными требованиями. Комитет просит Правительство прокомментировать проблемы, поднимаемые Конфедерацией промышленников и работодателей Нидерландов и Федерацией профсоюзов Нидерландов.

Правительство указало, что работники, занятые на установках, относящихся к трубопроводному транспорту, исключены из сферы применения Конвенции. Комитет просит Правительство отметить, какие были проведены консультации с представительными организациями работников и работодателей, а также другими заинтересованными сторонами, относительно исключения работников, занятых на трубопроводном транспорте, из сферы применения Конвенции и какие меры были приняты для обеспечения адекватной защиты на подобных объектах и сферах деятельности.

Относительно требований статьи 6 Конвенции, Комитет отмечает, что ни в законодательном плане, ни в отчетах Правительства не указано как обеспечивается защита конфиденциальной информации на опасных производственных объектах и способ консультаций с представительными организациями заинтересованных предпринимателей и трудящихся. В этой связи, Комитет просит Правительство предоставить информацию о том, как обеспечивается эта статья Конвенции.

Применительно к статье 14, Комитет просит указать законодательную основу, определяющую обязанности работодателя предоставлять компетентному органу в установленные сроки после имевшей место крупной аварии подробный отчет, содержащий анализ причин аварии с описанием его последствий на самом объекте и всех практических мер, предпринятых с целью ослабления ее последствий.

Применительно к статье 17, Комитет отмечает, что национальное законодательство Нидерландов не предусматривает обязанность компетентного органа разрабатывать всестороннюю политику размещения объектов, предусматривая соответствующее удаление планируемых объектов повышенной опасности от производственных и жилых районов и сооружений общественного пользования, а также соответствующие меры в отношении существующих объектов. Правительство не предоставило никакой информации по этому вопросу. Комитет просит предоставить соответствующую информацию.

Комитет также будет признательным, если Правительства укажет в следующем отчете сколько инспекционных проверок проведено на объектах повышенной опасности.

Комитет отмечает информацию о количестве аварий на объектах повышенной опасности, доложенных в инспекцию труда в период 2005- 2008 гг. Отмечается, что общее количество аварий значительно выросло в 2006 и 2007 гг. и в 2008 году снизилось до уровня 2005 г. Комитет будет признательным получить разъяснения о причинах роста количества аварий в 2006 и 2007 гг., а также информацию о способах практического применения Конвенции в стране.

В заключение, в свете глубоких изменений в подходах к охране труда за последние годы и как результат изменений в национальной политике охраны труда и в законодательстве, Комитет просит Правительство предоставить подробный отчет в следующем отчетном периоде.

 

Бразилия

Из комментариев 77-й сессии 2006 г.

Комитет отметил информацию, содержащуюся в правительственном отчете и прилагаемые к нему законодательные акты. В частности, интерес представляет создание трехсторонней группы по изучению Конвенции № 174, которая готовит предложения по ее применению. Приветствуя создание указанной группы, Комитет надеется, что в ближайшем будущем будут приняты конкретные меры для полного обеспечения требований Конвенции как законодательно, так и на практике. Комитет просит Правительство предоставить в своем следующем отчете информацию по данным вопросам.

Относительно требований статьи 4 по принятию связанной национальной политики, Комитет просит Правительство указать сформулирована ли такая политика, насколько она применяется и пересматривается с целью защиты работников, общества и окружающей среды от рисков крупных аварий.

Комитет отмечает информацию Правительства о том, что по совету Агентства национальной информации, меры по защите передаваемой компетентному органу конфиденциальной информации, как того требует статья 4 Конвенции, разрабатываются трехсторонней группой по применению Конвенции. Комитет просит Правительство информировать о любом прогрессе по данному вопросу.

Комитет отметил, что Правительство не предоставило достаточную информацию о реализации требований статьи 8 об уведомлении компетентного органа о любом идентифицированном объекте повышенной опасности. Соответственно, Комитет просит Правительство указать какие конкретно меры приняты или предусматриваются в целях полного обеспечения требований этой статьи.

Комитет также просит Правительство указать какие конкретно меры приняты или предусматриваются в целях полного обеспечения требований статей 10 и 12 Конвенции, обязывающей работодателя предоставлять доклады по безопасности.

Комитет просит Правительство предоставить дополнительную информацию и дальнейшие разъяснения относительно принятых или предусматриваемых мер по обеспечению следующих статей Конвенции: сит.3 «Определения», ст. 5 «Установление системы идентификации объектов повышенной опасности», ст. 7 «Идентификация объектов повышенной опасности», ст. 9 «Создание и обеспечение функционирования документированной системы контроля за факторами повышенного риска», ст. 13 и 14 «Доклады по безопасности», ст. 15 «Аварийно-спасательные планы и процедуры», ст. 17 «Размещение объектов повышенной опасности», ст. 20 «Права работников и их представителей» и ст. 22 «Ответственность экспортирующих государств».

Комитет просит Правительство представить общую информацию о том, как применяется Конвенция, в совокупности с информацией об инспекционных проверках и, при наличии, статистическими данными о численности охваченных работников, результативности мер по применению Конвенции и т.д.

 

2.3. Конвенция 1995 года № 176 «О безопасности и гигиене труда на шахтах»

Техническим заданием предусмотрен анализ применения этой Конвенции по странам Финляндия, Германия и Испания. За основу взяты комментарии (замечания), сделанные Комитетом экспертов по применению Конвенций и Рекомендаций к докладам (отчетам) указанных стран по применению Конвенции.

 

Финляндия

Из комментариев 76-й сессии 2005 г.

Комитет отметил информацию, содержащуюся в первом правительственном отчете и прилагаемые к нему законодательные акты. В частности, Правительство указало, что Закон о шахтах № 503 от 1965 года в настоящее время пересмотрен и к 2007 году будет применяться новое национальное законодательство по охране труда на шахтах.

Принимая во внимание информацию, содержащуюся в отчете по применению Конвенции, так же как и применение других конвенций в сфере охраны труда, ратифицированных Финляндией, Комитет просит Правительство предоставить копии новых принятых законодательных и других нормативных актов, включая решения и правила, принятые Министерством торговли и промышленности и Советом по шахтам (Mining Board).

 

Германия

Из комментариев 76-й сессии 2005 г.

Комитет отмечает информацию, содержащуюся в Правительственном отчете в ответ на предыдущие замечания. Тем не менее, были бы признательными получить дополнительную информацию следующим вопросам.

Ст. 5, п.4 (а). Требования в отношении горноспасательных работ и первой медицинской помощи. Согласно полученной информации, работодатели отвечают за организацию горно-спасательных работ и в настоящее время нет необходимости принятия новых законодательных актов. Комитет просит Правительство держать в курсе всех новых законодательных разработок в этой сфере и предоставлять копии соответствующих текстов, как только они будут приняты.

Ст. 5, п. 4 (d). Ликвидация отходов горного производства. Комитет просит Правительство указать законодательные требования или правила, предписывающие безопасную транспортировку и уничтожение опасных веществ, используемых в горном производстве, так же как и отходов горного производства.

Ст. 13, п.1 . Права работников покидать любое место в шахте в случае возникновения серьезной опасности. Комитет просит Правительство принять меры, необходимые для приведения законодательства в соответствие с этим требованием Конвенции.

Комитет отмечает, что законодательство соответствует большому количеству требований Конвенции и будет благодарен, если Правительство предоставит копии Закона о труде, как только будут приняты поправки, будет благодарен за разъяснения по следующим вопросам.

Ст. 4, п.2. Просьба представить информацию и копии нормативных актов по предотвращению аварий, изданных Страховым аварийным фондом (Accident Insurance Fund). Просьба также представить информацию по статям 5, 7, 9, 10, 13 и 16.

 

Испания

Из комментариев 76-й сессии 2005 г.

Комитет отмечает информацию, содержащуюся в первом Правительственном отчете. Комитет просит Правительство в следующем отчете предоставить информацию по следующим вопросам:

Ст. 5, п.4. (с) – нормативно-правовые акты, содержащие требования по обеспечению защитных мероприятий по отношению к отработанным горным выработкам, с тем чтобы опасность для жизни и здоровья была устранена или сведена до минимума;

Ст. 5, п.4. (d) – нормативно-правовые акты, содержащие требования по обеспечению безопасного складирования, транспортировки размещения опасных веществ, используемых в горном производстве, отходов от горного производства;

Ст. 7, п.4. (b) – меры, принятые по обеспечению того, чтобы шахта вводилась в эксплуатацию, эксплуатировалась, обслуживалась и выводилась из эксплуатации таким образом, чтобы трудящиеся могли выполнять возлагаемые на них производственные задания, не ставя под угрозу ни свою безопасность и здоровье, ни безопасность и здоровье других лиц

Ст. 7, п.4. (g) – меры, предпринятые работодателями по исключению или минимизации рисков для безопасности и здоровья в шахтах, для зон, подверженных особым рискам, а также по разработке и осуществлению оперативных планов и мероприятий с целью обеспечения безопасного ведения работ и защиты работников;

Ст. 8 – меры, принятые или предусмотренные для реализации аварийно-спасательных планов обеспечения безопасности, конкретизированные по каждой шахте;

Ст. 10 (c) – меры и процедуры, принятые для введения системы, при которой фамилии всех лиц, находящихся под землей, могут быть точно известны в любое время, как и их возможное местонахождение;

Ст. 13, п. 2 (c) – информацию о законодательных или других мерах, определяющих процедуры, позволяющие представителям трудящихся по безопасности и гигиене труда пользоваться услугами консультантов и независимых экспертов;

Комитет просит Правительство представить дополнительную информацию о том, как применяется Конвенция на практике в вашей стране, включая извлечения из отчетов по инспекционным проверкам и, если такая статистика существует, информацию о численности работников, подверженных мерам, предпринятым благодаря Конвенции, в половозрастном разрезе и т.д.

Для печати
© 2009-2020 Марат Байгереев Тел.: (3952) 458-500