Р’РЎР¤ НИИ ТРУДА > ПУБЛИКАЦИИ > Человеческий фактор – ахиллесова пята нечеловеческих систем управления

Человеческий фактор – ахиллесова пята нечеловеческих систем управления

Несчастный случай, не важно, где он произошёл – на производстве, дома или на улице – лишний раз напоминает о нечеловечности построенной человеком системе. Любая система безопасности, любая «система сохранения жизни и здоровья» стремится к тому, чтобы минимизировать тот самый «человеческий фактор», который последний, кто не даёт человеку окончательно превратиться в бездумную скотину, ведомую на убой, или в бездушного бесполого андроида, созданного чтобы жить вечно в этом искусственном виртуальном и враждебном человеку мире…

Специалисты по системам управления скажут, что безопасность машин и оборудования, автоматизация производственных процессов эволюционировала настолько далеко, что в основе подавляющего большинства аварий и несчастных случаев уже давно лежит тот самый пресловутый «человеческой фактор». В связке «человек – машина» именно человек является слабым звеном и именно «субъективный» или «человеческий» фактор пока остаётся слабым элементом любой системы. Но не за горами тот «золотой» век из научной фантастики, когда совершенные системы смогут обходиться совсем без человека с его творческой непредсказуемостью и природной предрасположенностью к человеческим ошибкам.

Настаёт эпоха беспилотных систем управления и становится очевидно, что аварии и инциденты канут в прошлое как только не умеющие ошибаться роботы с их искусственным интеллектом заменят последнего человека у руля. Но пока дегуманизация технических систем управления не зашла так далеко и вероятность системных сбоев из-за человеческой ошибки остаётся, инженерам есть о чём подумать в изобретении совершенных систем, исключающих насколько это возможно «человеческие» риски. И пока технически совершенные андроиды совсем не вытеснили «вечно ошибающегося и делающего что-то не так» человека из производственного процесса, специалистам в области охраны труда и безопасности производства хватит работы над тем, чтобы закрыть «последние дыры» несовершенной системы управления охраной труда пока вся система не доведена до логического завершения – до свободной от всякого труда беспилотной стадии производства.



Пока этот момент ещё не наступил и автопилоты не внедрены повсеместно, посмотрите коротенький сюжет (видео вверху) о том, как на заводах США и Европы минимизируют риски человеческих ошибок при транспортировки грузов, например, а также небольшой фрагмент нашего вебинара (видео внизу), на котором профессор университета доктор Майкл Шуманн рассказывает и показывает на конкретном примере несчастного случая как была проведена оценка рисков и что было предпринято в парадигме современной системы управления охраной труда, которая строится на принципе: «от поиска виноватого – к поиску причин».



Что можно сделать, чтобы не допустить возможность повторения инцидента, чтобы свести риск «человеческого фактора» (пока он ещё остаётся) к минимуму? Вот вопрос, который должен поставить каждый управленец перед тем, как совершенство окончательно дегуманизированной системы не исключит человека совсем, и на который должна ответить современная и последняя в своём роде охрана труда.

Для совсем продвинутых управленцев и специалистов в области охраны труда и безопасности производства рекомендуем наши публикации «СУОТ (ANSI Z10) и охрана труда в США» или «Россия и США: что общего в охране труда на наших предприятиях», содержащие видеозаписи семинаров и вебинаров, посмотреть которые до конца желаем самым терпеливым, памятуя о том, что терпение – божественная добродетель! Ведь терпеливый получает победу, а победитель получает всё, не так ли?

PS. Кому ещё не понятно, о какой «дегуманизации» идёт речь, рекомендуем публикацию «Глобальный тренд трудовых отношений: деградация и уход в потусторонний виртуальный мир»

© Марат Байгереев, АНОО ДПО «ИНСТИТУТ ТРУДА», 2020 г.

публикация в формате pdf

Вернуться назад