Р’РЎР¤ НИИ ТРУДА > ПУБЛИКАЦИИ / СПЕЦОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА / СОУТ/специальная оценка условий труда > Федеральные нормы и рекомендации по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда

Федеральные нормы и рекомендации по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда

Материал гл. эксперта АНОО ДПО "ИНСТИТУТ ТРУДА" Юлии Кравченко к семинару «Федеральные нормы и рекомендации по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда» (г. Улан-Удэ) по заказу Министерства экономики Республики Бурятия 


Конституционное право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37, п. 3 Конституции РФ), обеспечивается посредством нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (ГНТОТ). С 2000 по 2010 гг. действовало постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда". В те времена эксперты Минтруда России насчитали более трёх тысяч ГНТОТ, что создавало определённую проблему их применения. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда"постановление № 399 было отменено и с 18 января 2011 г. (дата вступления в силу постановления №1160) действует более простая система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. К ним относятся:

  • стандарты безопасности труда;
  • правила и типовые инструкции по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

В середине 90-х гг. для организации работы по улучшению условий труда Минтруд России выпустил постановление от 27 февраля 1995 г. № 11 “Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда”. Эти Рекомендации содержали длинный перечень нормативно-правовых актов со ссылками на более чем 60 ГОСТов и СНиПов времен 70-80-х гг. Постановление было отменено лишь в 2013 г. За год до этого выходит Приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н “Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков”.

Типовой перечень содержит такие обязательные для работодателей мероприятия как, например, проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков (п. 1), обеспечение работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами (п. 19), обеспечение хранения средств индивидуальной защиты, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ (п. 20), организация обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников (п. 22), обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов (п. 24), проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (п. 25), организация и проведение производственного контроля (п. 28), издание (тиражирование) инструкций по охране труда (п. 29), перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников (п. 30).

Перечнем также предусмотрены очень многие весьма полезные мероприятия по охране труда и промышленной безопасности, например, реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков (п. 2), устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов (п. 5), устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов (п. 6), нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности (п. 7), устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений (п. 17), приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой (п. 18), организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (п. 23).

Особенная ценность этого Перечня в том, что он конкретизировал предусмотренные Налоговым кодексом «расходы на обеспечение нормальных условий труда» (пп. 7 п. 1 ст. 264), но о том, что эти расходы учитываются при определении базы по налогу на прибыль многие работодатели, к сожалению, до сих пор ещё не знают. Еще больше работодателей (включая их бухгалтеров) не имеют чёткого представления о том, как грамотно использовать Типовой перечень для снижения налогового бремени таким образом, чтобы не было претензий со стороны ФНС. Законодательством также предусмотрено частичное финансирование охраны труда за счёт средств ФСС. Подробнее об этом читайте в наших публикациях на сайте Профриск.РФ (рубрика “Социальное страхование”) или в раздаточных материалах к семинарам “Охрана труда”.


Здесь лишь отметим, что одного Типового перечня для отнесения расходов работодателя по финансированию указанных в нём мероприятий на охрану труда за счёт себестоимости или страховых отчислений недостаточно. Для своего рода “легализации” конкретных мероприятий работодателю следует как минимум утвердить их перечень своим локальным правовым актом по итогам проведения специальной оценки условий труда (СОУТ).  Типовой перечень потому и “типовой”, что не действует автоматически.



Какие ГНТОТ используют эксперты при проведении СОУТ? По сложившейся практике ещё со времён аттестации рабочих мест, эксперты используют более 40 государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Это СанПины, санитарные номы, санитарные правила, гигиенические нормативы, список которых приведён в Приложении 1. Проблема в том, что далеко не все из них в действительности имеют статус нормативно-правовых актов, так как не прошли госрегистрацию в Минюсте России, а значит носят не обязательный, а сугубо рекомендательный характер.

Государственная регистрация ведомственных нормативных актов стала обязательной с принятием постановления Правительства РФ от 8 мая 1992 г. № 305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов». Согласно указанному постановлению, Министерство юстиции РСФСР с 15 мая 1992 г. начало государственную регистрацию нормативных актов «министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер». В 1997 году на смену этого постановления вышло постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», которым ныне действующие министерства и ведомства, выпускающие нормативные правовые акты, руководствуются в настоящее время.

Согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

После принятия Федерального закона “О специальной оценке условий труда”, Минтруд России выпустил Методику проведения специальной оценки условий труда, (Приказ № 33н от 24.01.14), которая содержит ссылки на всего 24 нормативно-правовых акта ГНТОТ (см. Приложение 2) – это только те, которые прошли госрегистрацию в Минюсте России и имеют соответствующий юридический статус, то есть обязательны к применению. При проведении СОУТ рекомендуем пользоваться только указанными в Методике СанПиНами, санитарными правилами и гигиеническими нормативами. Что касается других ведомственных ГНОТ, которые продолжают формально действовать, то подробнее об этом читайте нашу статью “Действие и статус “старых” и “новых” правил по охране труда” на сайте Профриск.РФ (рубрика “Правила по охране труда”) или в раздаточных материалах к семинарам “Охрана труда”.

 


 

© АНОО ДПО “Институт труда” (гл. эксперт Краченко Юлия Андреевна). Запишитесь на наши семинары, нам есть что рассказать по данной теме. Запись на дистанционное обучение по Email: seminar@vsf-niitruda.ru


Вернуться назад