Р’РЎР¤ НИИ ТРУДА > ПУБЛИКАЦИИ > Проблемы охраны труда в малом бизнесе (Occupational health and safety challenges for small enterprises)

Проблемы охраны труда в малом бизнесе (Occupational health and safety challenges for small enterprises)

  

Проблемы охраны труда в малом бизнесе (Occupational health and safety challenges for small enterprises)

Авторы статьи:

Заместитель директора ВСФ ФГУП «НИИ ТСС» Минздравсоцразвития России
Л.М.Чернова,

Директор АНО «УМЦ НИИ труда и социального страхования»
А.Л. Шеповалова


Малый бизнес является одним из важнейших приоритетов развития экономики любого современного государства, т.к. именно на этот сектор приходится основная доля занятости и производства товаров и услуг в развитых странах. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, сегодня на предпринимательство в нашей стране приходится лишь 30% валового национального продукта, тогда как в Европе – 70% и выше. Поэтому не случайно, что и в Российской Федерации проблемам развития малого бизнеса уделяется большое внимание, т.к. с малым и средним предпринимательством связывается и успешное экономическое развитие страны и перспектива роста благосостояния населения.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2008 года, к малым предприятиям, наряду с определенной структурой уставного капитала, относятся предприятия с численностью до 100 человек включительно, независимо от вида деятельности, из которых выделяются микропредприятия (с численностью до 15 человек).


Какие проблемы испытывает малый бизнес в части охраны труда?


Проблемы охраны труда в малом бизнесе (Occupational health and safety challenges for small enterprises)Сперва определим масштаб проблемы. По структуре распределения по видам экономической деятельности, малый бизнес, как правило, представлен в основном предприятиями в сфере сервиса, торговли и общественного питания, т.е. относительно безопасными видами деятельности. Между тем, в структуре малого предпринимательства России достаточно высока доля и тех сфер деятельности, которые традиционно относятся к отраслям с самыми высокими показателями травматизма и профзаболеваепмости – это строительство, транспорт и связь, обрабатывающие производства. В Иркутском регионе, например, доля таких предприятий по нашим оценкам составляет около трети всех предприятий малого бизнеса (см. рисунок).
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, в 2010 году количество малых предприятий (без учета микропредприятий) в г. Иркутске составило 3,5 тыс. с общей численностью работников более 100 тыс. человек. Если принять во внимание распределение иркутских предприятий малого бизнеса по видам экономической деятельности, а также тот факт, что практически в любом из таких предприятий выявляются нарушения в сфере охраны труда, то можно предположить насколько велика доля работников, находящихся в зоне постоянного риска – это десятки тысяч человек только по одному региону. В масштабах страны таких работников миллионы.
Органы власти делают не мало для активизации частного предпринимательства в стране, в том числе в плане изменения законодательства. Но любое законодательное решение имеет как минимум две стороны. Либерализация законодательства позитивно с точки зрения торговли и свободы предпринимательства, но с другой стороны повышает риск нарушений трудовых прав самой слабой стороны трудовых отношений – работников.

С 1 июля 2011 года вступает в действие Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Закон направлен на ослабление административного давления на малый и средний бизнес, накладывает жесткие ограничения на работу надзорных органов, устанавливает плановый режим инспекционных проверок, в частности, план проверок на предстоящий год согласовывается с прокуратурой и размещается в Интернете в открытом доступе. Таким образом, работодатель заблаговременно знает, когда и какой контрольный орган придет с проверкой и, соответственно, имеет время, чтобы заранее подготовиться. Это норма направлена на добросовестных работодателей, чтобы дать им возможность при подготовке к проверке привести свою отчетность и документацию по охране труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Между тем, инспектора государственных инспекций труда любого региона Российской Федерации могут привести десятки примеров, когда за месяц до начала проведения проверки работодатель временно нанимает специалиста по охране труда, а после проведения проверки такой специалист увольняется за ненадобностью и вся работа по охране труда прекращается. Не секрет, что именно в организациях малого бизнеса работа по охране труда либо вообще не ведется, либо ведётся от случая к случаю, т.е. бессистемно. И это чаще всего выявляется при расследовании несчастных случаев, когда что-либо предотвратить уже поздно. Очевидно, что Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не должен ограничивать полномочий инспекторов труда, предоставляемые им нормами 12-й статьи Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле, ратифицированной Российской Федерацией еще в 1998 году.

 

Проблема охраны труда на системном уровне

 

По данным Минздравсоцразвития России, на большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по охране труда, не ведется работа по аттестации рабочих мест, не выделяются средства на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, не проводятся периодические медосмотры. При этом, коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом в малом бизнесе практически в 3,5 раза выше, чем в среднем по стране.

Массовое несоблюдение требований охраны труда и отсутствие управления охраной труда на системном уровне является одной из самых серьезных проблем в нашей стране не только в сфере малого бизнеса, но и в целом в экономике. И для решения этой проблемы одного совершенствования законодательства недостаточно. Необходимо решение проблемы на системном уровне, а именно: создание системы управления охраной труда на уровне регионов, территорий и самих компаний.

В соответствии с 216 статьёй Трудового Кодекса Российской Федерации, регионы должны разрабатывать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда. Полагаем, что именно в таких целевых программах должны быть определены конкретные задачи охраны труда для малого бизнеса (не из Москвы же управлять охраной труда на малых предприятиях в регионах страны!) – это должно стать прямой ответственностью муниципальных образований, которым региональные власти передают часть государственных полномочий по охране труда. Одной из главных стратегических задач таких территориальных программ должно стать создание современных систем управления охраной труда на малых предприятиях. Только таким способом можно решить проблему массовых нарушений в сфере охраны труда на системном уровне.

Большая часть нарушений правил охраны труда допускается именно в сфере среднего и малого предпринимательства не случайно. Если в крупных компаниях и в корпорациях, образованных на базе советских предприятий, службы охраны труда сохранились еще с прежних времен, то малый бизнес таким багажом не обладает, а директора малых предприятий узнают о необходимости соблюдения требований охраны труда зачастую впервые во время инспекционных проверок.

Руководителю малого предприятия бывает трудно самому разобраться в сложных правовых и организационных вопросах охраны труда, а содержать не то что службу охраны труда, но даже специалиста по охране труда, когда у него работает всего 3-4 сотрудника, не по карману. Статья 217 Трудового Кодекса Российской Федерации дает право при отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда передать их функции на аутсорсинг, т.е. привлечь организацию или специалиста по гражданско-правовому договору. Но этот вид услуг в России пока не нашел массового применения, поскольку рынок услуг в сфере охраны труда еще только формируется и это еще одна проблема для малого бизнеса.

 

Программы обучения по охране труда для малого бизнеса

 

С перечисленными проблемами тесно связана еще одна – пожалуй, основная на наш взгляд проблема в области охраны труда – проблема обучения по охране труда. Согласно статье 225 Трудового кодекса Российской Федерации, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. На наш взгляд, именно в процессе такого обучения руководители и специалисты организаций малого бизнеса должны получить необходимую им информационно-консультационную помощь и знания, а также требуемый комплект учебно-методических и справочных материалов, специально разработанных и адоптированных для малых предприятий, включая действующие нормативные правовые акты по охране труда.

Что на сегодняшний день предлагается малому бизнесу в ходе обучения по охране труда? Обучение по охране труда руководителей и специалистов малого бизнеса проводится по рекомендованной еще в 2004 г. Минтрудом России Примерной типовой программе обучения по охране труда с соответствующими учебными планами, рассчитанными на 40 часов обучения. В 2009 году эта Программа незначительно была пересмотрена Минздравсоцразвития России для целей обучения отдельных категорий застрахованных по обязательному социальному страхованию, к которым относятся и представители малого бизнеса.

В чем проблема обучения по такой Программе? Во-первых, продолжительность обучения – 40 часов или пять рабочих дней – совершенно неприемлемо в условиях малого бизнеса. В любом учебном центре вам подтвердят, что зачисляясь на обучение по охране труда, руководители предприятия, заранее предполагают, что посещать все 5 дней обучения они не в состоянии, так как оставить на такой срок свой бизнес рискованно. Учебные центры, понимая проблему, идут на компромисс, позволяя руководителям бизнеса пропускать занятия, произвольно сокращая для них программу обучения, но итогом такого компромисса чаще всего получается отсутствие у слушателя системных знаний по охране труда.

Во-вторых, многие темы, предложенные в Программе, носят слишком абстрактный, отвлеченный характер, в то время как руководители предприятий требуют конкретных, практических знаний и только в том объёме, который необходим им в повседневной работе по управлению охраной труда в их организации.

Учитывая многолетнюю практику Учебного центра Восточно-Сибирского филиала НИИ труда и социального страхования, предлагаем модернизировать примерную программу обучения по охране труда для малого бизнеса.

Во-первых, следует сократить продолжительность обучения для представителей малого бизнеса до 16 часов (два дня обучения) – это максимальный срок, на который руководитель предприятия согласен отвлечь себя и своих сотрудников от текущих дел без ущерба для бизнеса.

Во-вторых, программа и планы обучения должны предусматривать только темы, непосредственно связанные с практикой управления охраной труда в малом бизнесе, т.е. «жизненно» необходимые для руководителя предприятия. Например, можно исключить из программы абстрактные темы, посвященные труду как «материальному процессу» и описывающие особенности человеческого организма и его взаимодействие с окружающей средой. А таким темам как «правовые основы по охране труда», «современные системы управления охраной труда», «оценка и управление профессиональными рисками», «аттестация рабочих мест по условиям труда», «документация и отчетность по охране труда» («организация документооборота по охране труда»), «разработка инструкций», «порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве» следует уделить внимание в приоритетном порядке. Объем часов на изучение таких тем должен быть увеличен как минимум в 2-3 раза с тем, чтобы слушатели получили системные знания по охране труда. Следует также укрупнить некоторые темы и исключить повторяющиеся.

И главное, необходимо разработать удобные для восприятия учебно-методические пособия и информационно-справочные материалы, которые позволяли бы легко усвоить предлагаемый материал. По замечаниям руководителей малого (и не только малого!) бизнеса, одна из главных проблем обучения по охране труда – недостаток учебных пособий, способных лаконично, доступно и в сжатой форме донести необходимую информацию.

Над всем изложенным Учебный центр Восточно-Сибирского филиала НИИ труда и социального страхования работает в настоящее время в рамках пилотного Проекта «Внедрение системы управления профессиональными рисками в региональные корпоративные программы по охране труда».

 
Баренц/Barents №1, Том 14, 2011


Вернуться назад