» » ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, ПРОИСШЕДШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
ГЛАВНАЯ ПУБЛИКАЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ ВЕБИНАРЫ ДОКУМЕНТЫ ПРОФРИСК.РФ ON-LINE ЗАЯВКА КОНТАКТЫ
ВСФ НИИ ТРУДА
ИНСТИТУТ ТРУДА
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
ОТЧЕТЫ
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ
ОБЗОР РЫНКА ТРУДА
ЭКСПЕРТНЫЕ ОПРОСЫ
БИБЛИОТЕКА
ПУБЛИКАЦИИ
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
ОБУЧЕНИЕ
УСЛУГИ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
семинары по трудовому законодательству, оплате и нормированию труда
семинары «ОХРАНА ТРУДА»
Специальная оценка условий труда
Для получения дополнительной информации посетите сайт "ПРОФРИСК.РФ" (https://profrisk.ru)

 Институт труда в Instagram

 Институт труда на Facebook

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, ПРОИСШЕДШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Автор: А.С. Богомазов,заместитель директора Восточно-Сибирского филиала ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России


В наш век технического прогресса большой проблемой являются переполненные автомобилями улицы городов, особенно в «часы пик», когда люди добираются до рабочих мест и обратно. Напряжённая обстановка на дорогах зачастую приводит к конфликтам и авариям.

По данным Федеральной службы государственной статистики в России ежегодно совершается 25-26 тысяч уголовно наказуемых происшествий с тяжёлыми и смертельными последствиями  по причине не соблюдения правил дорожного движения (далее ПДД)1. При этом определённая часть из них происходит при выполнении пострадавшими трудовой функции. Такие случаи  расследуются в порядке, установленном ст.227-231 Трудового кодекса РФ2  и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утверждённом постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002г. №733.

Федеральной инспекцией труда ежегодно регистрируется более тысячи несчастных случаев на производстве с тяжёлым и смертельным исходом, причиной которых явилось нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: в 2009 году – 1152 случаев, в 2010 году – 1157, в 2011 году – 1131 и в 2012 году – 10864.

Трудовым кодексом РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006г. №90-ФЗ (ст.229) установлено требование -  при расследовании несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили смертельные или тяжелые повреждения здоровья, в состав комиссии  включается государственный инспектор труда, который   возглавляет комиссию, представители органа исполнительной власти и исполнительного органа страховщика. Как правило,  данные лица являются квалифицированными специалистами в области охраны труда, к тому же государственный инспектор труда  выступает в  качестве гаранта соблюдения  установленного порядка расследования.

Этой же статьёй Трудового кодекса РФ предусмотрено, что расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем, с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

 

Таким образом, на лицо усматривается два противоречивых требования   -  катастрофы и аварии приводят к тяжёлым и смертельным последствиям, поэтому  необходимо  проводить расследование в полном составе комиссии и в тоже время работодателю дано право самостоятельно проводить расследование таких случаев. Подзаконными нормативными правовыми актами  данное противоречие не урегулировано.

На практике работодателю сложно реализовать своё право на самостоятельное расследование такой категории несчастных случаев. Во первых, работодатель и его члены комиссии не обладают достаточным уровнем компетенции  и опыта в расследовании тяжёлых и смертельных производственных травм, так как таковые в организации происходят не часто. Во-вторых, органы дознания и следствия зачастую отказывают работодателю в предоставлении материалов, ссылаясь на тайну следствия и считая его заинтересованным лицом, и он вынужден в конечном итоге обращаться за помощью в Государственную инспекцию труда.

Практический опыт расследования  Государственной инспекцией труда дорожно-транспортных происшествий и отзывы специалистов Фонда социального страхования говорят о том, что материалы расследования несчастных случаев, проведённых только комиссией работодателя, не качественные. Особенно, если фигурантом происшествия является лицо, управляющее транспортным средством. В основном, рассматривается только вопрос нарушения водителем  Правил дорожного движения и упускаются из вида вопросы соблюдения должностными лицами требований охраны труда, которые могут быть сопутствующими причинами. Это режим работы водителей, условия труда на рабочем месте, медицинские осмотры,  техническое состояние транспортного средства.

Примером тому являются результаты расследование группового несчастного случая, происшедшего на перегоне Мугунского разреза ОАО «Востсибуголь» в районе поселка Алгатуй Тулунского района Иркутской области.  13 января 2011 года  четверо работников ООО «Сибсервис» после междусменного  отдыха утром должны были отправиться на дежурном автобусе от вахтового посёлка на участок для выполнения своих непосредственных трудовых обязанностей.  На дежурный автобус, отходящий в 8.45, они опоздали и  уговорили водителя бензовоза-заправщика  МАЗ-500 подвезти их до места работы. Другого свободного транспорта в вахтовом посёлке не было. Цистерна бензовоза МАЗ-500 была  заправлена дизельным топливом и его выезд на участок в это время был запланирован. По пути следования на участок водитель МАЗа при пересечении нерегулируемого железнодорожного переезда одноколейной ветки допустил столкновение с движущимся справа железнодорожным составом, гружёным углём, который производил маневровые работы и двигался вагонами вперёд. В результате столкновения кабина МАЗ-500 была сильно деформирована и находящиеся в ней четверо работников, в том числе водитель, погибли, а  один из них  получил тяжёлые  травмы.

По заключению ГИБДД главным виновником происшествия явился водитель МАЗа, который  нарушил требования  правил дорожного движения при  пересечении нерегулируемого железнодорожного переезда5. Поэтому руководитель предприятия пытался отстоять своё право на самостоятельное расследование, но Государственная инспекция труда настояла на создании комиссии в полном составе.

В ходе расследования государственным инспектором установлено, что водитель МАЗа не был обучен «Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»6, которые категорически запрещают в транспортном средстве, перевозящем опасный груз (горючее),  размещать посторонних лиц. Кроме того, водитель был допущен на линию без пред рейсового медицинского осмотра. Сомнительна была и техническая исправность автомобиля МАЗ 1986 года выпуска, которому после приобретения предприятием не  проведён  технический осмотр в установленном порядке. Со слов очевидцев в кабине был не исправен обдув ветрового стекла горячим воздухом справа от водителя, что при температуре воздуха -30оС привело к замерзанию стёкол и ограничению видимости. Очевидно, что работодателю было что скрывать.

По результатам расследования государственным инспектором труда установлены пятеро должностных лиц, нарушивших требования охраны труда.  Данные лица были привлечены к административной ответственности в максимальном размере. Применены административные санкции в виде штрафа  и в отношении юридического лица.

Подобных примеров можно приводить много, но уже одного достаточно, чтобы понять о необходимости расследований транспортных происшествий с тяжкими последствиями под контролем надзорного органа.

Исключение может быть только в тех случаях, когда пострадавшие работники были пассажирами транспортных средств, не принадлежащих работодателю. В таких случаях  работодателю необходимо только своевременно и качественно оформить документы расследования.  

 Исходя из  вышеизложенного предлагаем:

1.Внести изменение в абзац 9 ст.229 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006г. №90-ФЗ и изложить его в следующей редакции:  «Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства  по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства,  проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства».

2.Рекомендовать государственным инспекциям труда в субъектах РФ разрешать работодателям расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводить  комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем, если пострадавшие работники были пассажирами транспортных средств, не принадлежащих работодателю,  с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства и под контролем государственного инспектора труда.

 

Используемые  сведения и  правовые документы:

1.Статистические сведения о количестве зарегистрированных преступлений по видам  Федеральной службы государственной статистики РФ за 2005-2010 годы.

2. Трудовой кодекс  РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006г. №90-ФЗ с изменениями и дополнениями (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 7 мая, 17, 24 июля, 10, 25 ноября 2009 г., 27 июля, 23, 29 декабря 2010 г.).

 3.Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утверждённое постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002г. №73.

4.Статистические сведения о причинах несчастных случаев на производстве с тяжёлыми последствиями Федеральной службы по труду и занятости за 2009-2012 годы.

5.Правила дорожного движения, утверждённые  Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (с изменениями от 8 января 1996 г., 31 октября 1998 г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 21 февраля, 28 июня 2002 г., 7 мая, 25 сентября 2003 г., 14 декабря 2005 г., 28 февраля 2006 г., 16 февраля, 19 апреля, 30 сентября, 29 декабря 2008 г., 27 января 2009 г., 24 февраля, 10 мая 2010 г.) 

6. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утв. приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73, с изменениями от 11 июня, 14 октября 1999г.

Для печати
© 2009-2020 Марат Байгереев Тел.: (3952) 458-500