» » Страница 3
ГЛАВНАЯ Специальный раздел СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ КОНФЕРЕНЦИИ ВЕБИНАРЫ ДОКУМЕНТЫ ПРОФРИСК.РФ ON-LINE ЗАЯВКА КОНТАКТЫ
ВСФ НИИ ТРУДА
ИНСТИТУТ ТРУДА
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
ОТЧЕТЫ
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ
ОБЗОР РЫНКА ТРУДА
ЭКСПЕРТНЫЕ ОПРОСЫ
БИБЛИОТЕКА
ПУБЛИКАЦИИ
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
ОБУЧЕНИЕ
УСЛУГИ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
семинары по трудовому законодательству, оплате и нормированию труда
семинары «ОХРАНА ТРУДА»
Специальная оценка условий труда
Для получения дополнительной информации посетите сайт "ПРОФРИСК.РФ" (https://profrisk.ru)

 Институт труда в Instagram

 Институт труда на Facebook

Всемирный день охраны труда – 28 апреля 2018 – «Охрана труда молодого поколения»

Тезисы доклада к совещанию в Иркутске 27 апреля 2018 г.

Международная организация труда (МОТ) ежегодно задаёт тему Всемирного дня охраны труда  с целью привлечь внимание мировой общественности к проблемам в области охраны труда  через проведение тематических информационно-разъяснительных кампаний в этот день или в эту неделю. Тема 28 апреля, предложенная МОТ на этот раз, звучит на русском несколько странно: «Охрана труда: молодые работники особенно уязвимы». Очевидно, проблема в переводе слов «Generation Safe & Healthy», которая вскрывает более серьёзную проблему.

Столь небрежная беспечность при переводе на русский язык рабочих документов МОТ наблюдается давно: ещё во времена моей работы начальником отдела развития социального партнёрства в профильном министерстве, отвечавшим в те годы за политику в сфере труда, мне по долгу службы приходилось участвовать в работе сессий и конференций Международного бюро труда и наблюдать печальную картину того, как многие рабочие документы МОТ не переводятся на русский язык вообще или переводятся крайне не профессионально. Примерно то же можно было сказать и о синхронном переводе на русский язык заседаний комитетов и рабочих групп. Очевидно, что столь наплевательское отношение к нашей стране сложилось именно после распада СССР, о чём говорили и многие ветераны наших дипмиссий, с которыми также приходилось общаться в загранкомандировках...

Подробнее

Ловушки и тупики «эффективного контракта»

Максимум, что за долгие пять лет бесполезного мучительного труда было вынесено рядовыми бюджетниками при внедрении «эффективного контракта» - это, пожалуй, то, что это модное, родившееся в безумно креативных умах неутомимых «тружеников» внутри Садового кольца, словосочетание надо всегда брать в кавычки и, соответственно, относиться к нему также в кавычках.

Как показал опыт, опасения, связанные с системными ошибками управления при внедрении «эффективного контракта» в бюджетные учреждения, подтвердились на практике. Этой теме, в частности, был посвящён пилотный выпуск нашего журнала («Институт труда» № 1, апрель 2015 г.). Пять лет назад мы предостерегали руководителей профильных департаментов Минтруда России и аппарата Правительства РФ (я лично общался со своими коллегами!), что внедрение таких сложных и весьма скользких элементов оценки эффективности труда внутри системы управления, построенной на совершенно иных принципах стимулирования, ни к чему хорошему, кроме имитации требуемой властями деловой активности, не приведёт. Если в крупных городах-мегаполисах имитация этой активности ещё более-менее, с переменным успехом, наладилась (о реальных достижениях целей повышения эффективности бюджетных услуг красноречиво промолчим – кроме массового раздражения малооплачиваемых сотрудников от вполне себе рыночных зарплат узкого круга коммерциализировавшихся «бюджетников» с обратным эффектом их вклада, вряд ли следовало ожидать что-то большее!), то в регионах и муниципальных образованиях победнее – ситуация по-прежнему аховая.

Подробнее

Федеральные нормы и рекомендации по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда

Материал гл. эксперта АНОО ДПО "ИНСТИТУТ ТРУДА" Юлии Кравченко к семинару «Федеральные нормы и рекомендации по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда» (г. Улан-Удэ) по заказу Министерства экономики Республики Бурятия 

 

Конституционное право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37, п. 3 Конституции РФ), обеспечивается посредством нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (ГНТОТ). С 2000 по 2010 гг. действовало постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда". В те времена эксперты Минтруда России насчитали более трёх тысяч ГНТОТ, что создавало определённую проблему их применения. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" постановление № 399 было отменено и с 18 января 2011 г. (дата вступления в силу постановления №1160) действует более простая система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. К ним относятся:

  • стандарты безопасности труда;
  • правила и типовые инструкции по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

В середине 90-х гг. для организации работы по улучшению условий труда Минтруд России выпустил постановление от 27 февраля 1995 г. № 11 “Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда”. Эти Рекомендации содержали длинный перечень нормативно-правовых актов со ссылками на более чем 60 ГОСТов и СНиПов времен 70-80-х гг. Постановление было отменено лишь в 2013 г. За год до этого выходит Приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н  “Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков”.

Подробнее

Нормирование труда и технологии HR в управлении персоналом (оптимизация штата)

Публикация к семинару по теме: «Трудовое законодательство: что следует знать руководителю; оценка и оптимизация штата; как сохранить лучшие кадры в кризис» (Иркутск-Улан-Удэ, 4 авг. 2017 г.)

 

Нормирование труда и технологии HR в управлении персоналом (оптимизация штата)Система управления персоналом (HR) необходима работодателю для получения экономического эффекта на основе максимально возможного использования профессиональных и личностных характеристик работников. В условиях либерально-рыночной экономики, когда во главу угла ставится прибыль любой ценой и только прибыль является главным мерилом эффективности предприятия, вопросы оптимизации штата и оптимизации расходов на персонал всегда актуальны на любых этапах развития и деградации капиталистических предприятий.

 

Когда владельцы бизнеса говорят об «оптимизации численности» персонала, то естественным образом подразумевают её сокращение. Таковы печальные для простых работников и владельцев чувствительного к конъюнктуре рынка малого и среднего бизнеса (то есть для подавляющего большинства населения) будни либерально-рыночной экономики капиталистического типа. Собственникам предприятий и руководителям организаций следует при проведении оптимизации штата помнить лишь то, что цена ошибки в этом вопросе может быть фатальной. Люди и свойственные им не всегда учитываемые менеджментом критичные латентные качества (лояльность, социальная адаптивность и терпение, умение имитировать активность и подстраиваться под работодателя, лёгкая обучаемость, профессиональная изменчивость, изощрённая изобретательность и упорство, эмоциональные характеристики труда и пр.) – самый непредсказуемый производственный ресурс, который должна учитывать система управления персоналом (HR) вашей организации.

Подробнее

Практика внедрения профессиональных стандартов

Все, кто уже приступил к переходу на профстандарты, наверняка столкнулись с нестыковками разного рода, и в ходе работы, как обычно, возникли совершенно конкретные вопросы разной степени сложности, на которые никто – ни «экспертное сообщество», ни, тем более, официальные лица – не дадут вам прямого ответа.


Например, задают вполне конкретный вопрос специализированному изданию для кадровиков: «Разъясните, пожалуйста, возможность применения профстандарта «слесарь-электрик» по профессии «электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования», является ли это необходимостью для нашего горнодобывающего предприятия? Далее редакция журнала даёт квази-ответ в виде пространного рассуждения о том, что такое профстандарт, какие требования предъявляются бухгалтеру (?!) и т.д. и т.п., но только не прямой ответ на поставленный вопрос.

 

Давайте рассмотрим некоторые из проблем, с которыми приходится сталкиваться на практике при попытке внедрения профстандартов, и попытаемся разобраться с возможными вариантами решений. Итак, составили план-график перехода на профстандарты, определили мероприятия, распределили ответственность между подразделениями и исполнителями, приступили к сравнительному анализу, работа закипела…

Подробнее

СКОЛЬКО РЕАЛЬНО СТОИТ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

СКОЛЬКО РЕАЛЬНО СТОИТ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА  УСЛОВИЙ ТРУДАДенег никогда не бывает много и отвлечение средств для проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), да ещё в условиях кризиса – проблема для любой организации. Вместе с тем, административную ответственность за непроведение СОУТ никто не отменял и руководителям организаций приходится выкраивать бюджет, урезая его за счёт экономии на самом необходимом.  Но коммерческим представителям «лабораторий», проводящих СОУТ, тоже надо заработать в этих непростых условиях, и они, конечно же, предлагают всем заманчивые «скидки» и «индивидуальный подход»! Но кто знает, насколько они лукавят, учитывая реальные расходы их «лабораторий»?

 

Нетрудно представить радость руководителей, когда аттестующая организация, проводившая им несколько лет назад аттестацию рабочих мест по условиям труда из расчёта 2-3 тысячи (и более!) рублей за рабочее место, теперь «вдруг» объявляет  о неслыханной «щедрости» и готова провести СОУТ «всего» за каких-то 500-700 рублей, да еще и скидку обещает при этом, если те сразу согласятся «оптом» оценить условия труда всех или большей части своих сотрудников, например! В чём подвох и откуда такая неслыханная «щедрость»?

 

Объяснение простое, Методика проведения СОУТ уже давно не обязывает проводить измерения вредных факторов на так называемых «офисных» рабочих местах, то есть тех, что расположены в офисных помещениях, торговых центрах и в учреждениях. Это значит что не нужна лаборатория, а достаточно лишь заключения эксперта, на основании которого подаётся Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и всё. Вот и вся СОУТ! Давайте разберёмся за что платит заказчик СОУТ.

Подробнее

Изменения в Классификаторе и в Методике проведения специальной оценки условий труда

Изменения в Классификаторе и в Методике проведения специальной оценки условий труда (Приказ Минтруда России № 24н от 21 января 2015 г.)

Опубликовано в электронном журнале "Охрана труда" http://e.otruda.ru

Автор публикации: Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич

 

Минюст России 9 февраля зарегистрировал Приказ Минтруда России от 21 января 2015 г. №  24н  «О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждённые приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н».

 

Минтруд уточнил пункт 29 указанной Методики, существенно расширив и дополнив содержание раздела «Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора», который теперь стал похож на раздел. Соответствующие изменения внесены в Приложение № 9 и в пункт 3 указанного Классификатора («Биологический фактор»), включая сноску «8».

 

Гораздо менее существенные, на первый взгляд, но весьма знаковые, по существу, изменения также коснулись подпункта 1.4.1. Классификатора, который теперь называется «Освещенность рабочей поверхности» (без слов «при искусственном освещении»), и к которому теперь привязана сноска «4» в новой редакции, дополненной словами «или при осуществлении подземных работ, в том числе работ по эксплуатации метрополитена».

 

Напомним, утвержденный Приказом Минтруда России № 33н Классификатор применяется для идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов – процедуры, предусмотренной ст. 10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и разделом II упомянутой Методики. Идентификация и Классификатор – это своего рода фильтр, через который проходит процедура специальной оценки условий труда, перед тем как приступить к лабораторным измерениям и исследованиям. Для правильной «фильтрации» производственных факторов, которые сначала считаются вредными лишь потенциально, Классификатор снабжен упомянутыми сносками-примечаниями, играющими решающую роль в этой «фильтрации». Насколько они облегчают или, наоборот, осложняют работу экспертов и членов комиссий по проведению специальной оценки условий труда? Для начала разберемся с содержанием этих «фильтрующих» исключений, которые, по сути, представляют собой упомянутые сноски, и вспомним предысторию специальной оценки условий труда.

Подробнее

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич специально для методических семинаров   «Специальная оценка условий труда: как правильно организовать работу»

 

Статья 216.1 «Государственная экспертиза условий труда» была внесена в Трудовой кодекс РФ в числе многих других поправок Федеральным законом № 90-ФЗ 30 июня 2006 г.[1] Эта норма обязывала федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, установить соответствующий порядок государственной экспертизы. В то вре мя таким федеральным органом исполнительной власти было Минздравсоцразвития России, которое не успело выпустить соответствующий порядок до смены состава Правительства РФ в 2012 г.

 

Вновь образованный в новом составе федеральных органов исполнительной власти Минтруд России[2] утвердил Порядок проведения государственной экспертизы условий труда своим Приказом № 549н 12 августа 2014 г. уже во исполнение части 1 ст. 24 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ. Как проводилась госэкспертиза условий труда в период отсутствия указанного подзаконного акта (2006-2014 гг.)?

 

Несмотря на то, что в Положении о государственной инспекции труда любого региона (см. п. 9.3.5) было прямо указано на осуществление государственной экспертизы условий труда, сама услуга не была регламентирована в виду отсутствия на федеральном уровне соответствующего подзаконного акта, как того требовала упомянутая норма первой части ст. 216.1 ТК РФ. Зато на региональном уровне административные регламенты оказания такой услуги были приняты, поэтому экспертиза условий труда традиционно проводилась и проводится соответствующими подразделениями органов исполнительной власти субъектов РФ (комитетами по труду, департаментами труда, министерствами труда регионов и т.п.). Теперь эта функция регламентирована Приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» и субъекты Федерации должны привести свои регламенты в соответствие с федеральным законодательством.

Подробнее
© 2009-2020 Марат Байгереев Тел.: (3952) 458-500