» » Страница 2
ГЛАВНАЯ ПУБЛИКАЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ ВЕБИНАРЫ ДОКУМЕНТЫ ПРОФРИСК.РФ ON-LINE ЗАЯВКА КОНТАКТЫ
ВСФ НИИ ТРУДА {rotator2}
ИНСТИТУТ ТРУДА
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
ОТЧЕТЫ
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ
ОБЗОР РЫНКА ТРУДА
ЭКСПЕРТНЫЕ ОПРОСЫ
БИБЛИОТЕКА
ПУБЛИКАЦИИ
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
ОБУЧЕНИЕ
УСЛУГИ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
семинары «ОХРАНА ТРУДА»
Специальная оценка условий труда
Для получения дополнительной информации посетите сайт "Профриск.РФ": Profrisk.ru

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич специально для методических семинаров   «Специальная оценка условий труда: как правильно организовать работу»

 

Статья 216.1 «Государственная экспертиза условий труда» была внесена в Трудовой кодекс РФ в числе многих других поправок Федеральным законом № 90-ФЗ 30 июня 2006 г.[1] Эта норма обязывала федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, установить соответствующий порядок государственной экспертизы. В то вре мя таким федеральным органом исполнительной власти было Минздравсоцразвития России, которое не успело выпустить соответствующий порядок до смены состава Правительства РФ в 2012 г.

 

Вновь образованный в новом составе федеральных органов исполнительной власти Минтруд России[2] утвердил Порядок проведения государственной экспертизы условий труда своим Приказом № 549н 12 августа 2014 г. уже во исполнение части 1 ст. 24 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ. Как проводилась госэкспертиза условий труда в период отсутствия указанного подзаконного акта (2006-2014 гг.)?

 

Несмотря на то, что в Положении о государственной инспекции труда любого региона (см. п. 9.3.5) было прямо указано на осуществление государственной экспертизы условий труда, сама услуга не была регламентирована в виду отсутствия на федеральном уровне соответствующего подзаконного акта, как того требовала упомянутая норма первой части ст. 216.1 ТК РФ. Зато на региональном уровне административные регламенты оказания такой услуги были приняты, поэтому экспертиза условий труда традиционно проводилась и проводится соответствующими подразделениями органов исполнительной власти субъектов РФ (комитетами по труду, департаментами труда, министерствами труда регионов и т.п.). Теперь эта функция регламентирована Приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» и субъекты Федерации должны привести свои регламенты в соответствие с федеральным законодательством.

Подробнее

О профстандарте «Специалист в области охраны труда»

Опубликовано в электронном журнале "Охрана труда" http://e.otruda.ru

Автор публикации: Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич

 

Минтруд России приказом № 524н от 4 августа 2014 г. утвердил профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда».  Зачем он нужен?

Стандарт разработан в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 г. во исполнение нормы ст. 1951 Трудового кодекса РФ, которая гласит, что квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков работы, а профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

 

По замыслу Правительства РФ, профессиональные стандарты должны применяться работодателями при формировании своей кадровой политики, обучении и аттестации работников, установлении систем оплаты труда, а образовательными организациями – при разработке своих образовательных программ профессионального образования. Другими словами, профстандарты – это некий ориентир для работодателей в том, какой специалист им нужен и что можно и нужно от него требовать, т.е. каким функционалом, каким набором компетенций должен обладать работник определенной специальности, а для образовательных организаций – кого готовить для рынка труда, каким знаниями должен обладать тот или иной специалист, чему учить своих студентов.

 

Немаловажным является использование профстандарта для целей аттестации работника, чтобы проверить его компетенцию, уровень знаний или степень подготовки, то насколько работник соответствует занимаемой должности. Стандарт может быть взят за основу, например, при тестировании кандидатов на открытую вакансию или при составлении учебного плана внутрикорпоративной подготовки и повышения квалификации работников. Стандарт также является объективным критерием аттестации в случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя (пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ).

Подробнее

Про ГОСТ 12.0.230-2007 «простым языком»

Опубликовано в электронном журнале "Охрана труда" http://e.otruda.ru

Автор публикации: Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич 

 

Про ГОСТ 12.0.230-2007 «простым языком»Международной организацией труда (МОТ) в соответствии с общепризнанными принципами разработаны основные требования к современным системам управления охраной труда. Широко распространенное в мире Руководство МОТ по системам управления охраной труда – МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001) стало основой для разработки во многих странах, в том числе и в России, межгосударственных и национальных стандартов.

Практические рекомендации, содержащиеся в межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» (принят приказом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 27 марта 2007 г. № 28, введен в действие 1 июля 2009 г.), предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление охраной труда.

Согласно действующему законодательству на работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует наиболее эффективному выполнению этих обязанностей. Стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 является практическим инструментом содействия всем организациям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.

Целью указанного стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.

Основные элементы системы управления охраной труда - политика, организация, планирование и применение, оценка и действия по совершенствованию (см. рисунок). Вкратце опишем элементы системы управления охраной труда по ГОСТ 12.0.230-2007 по порядку.

Подробнее

Социальное страхование и управление охраной труда: тернистый путь к СУОТ через СОУТ

О Проекте «Внедрение системы управления профессиональными рисками в региональные и корпоративные программы по охране труда»

*Статья опубликована в журнале «Вестник государственного социального страхования» №№ 10-12 за 2014 г. Автор публикации Директор ВСФ ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич.

Проект стартовал в 2009 г. в Иркутске, и за пять лет из статуса «пилотного» перешёл в обычный, штатный режим, постепенно осваивая географию страны. Уникальность Проекта в том, что, во-первых, он не финансируется извне, хотя первоначально задумывался как пилотная апробация новых образовательных программ и технологий в рамках ежегодных интервенций Минтруда России (в 2004-2008 гг. - Минздравсоцразвития России) по обучению охране труда отдельных категорий застрахованных, финансируемых за счет средств ФСС РФ. Его миновала обычная участь других пилотных проектов – их «успешное» забвение после завершения финансирования «пилота» – с нашим Проектом иная ситуация, так как он не просит денег у доноров за ненадобностью последних. Во-вторых, беспрецедентна география Проекта – никогда в стране еще не отрабатывались в пилотном режиме инновации в пространстве, занимающем более половины её территории: обычно что-то новое внедряется в двух-трёх пилотных регионах, и лишь потом осторожно предлагается другим регионам, если опыт был удачным. География – это существенная составляющая Проекта, обеспечивающая жизнеспособность и смысл «пилота». В-третьих, уникальна структура управления Проектом – она совершенно горизонтальна и в ней практически отсутствует привычная формализация, а следовательно Проект полностью лишен какой бы то ни было административной бюрократии: в нём нет проектной группы как таковой, нет классических бенефициариев, доноров и проектных менеджеров в обычном понимании. При этом, есть матрица по которой он реализуется («input-output-outcome»), проектные интервенции, налаженная система дистрибуции, есть отчеты, мониторинг и прочие атрибуты администрирования. Проект «тихим сапом», без шума и помпезности стал настолько известен, что на него обратило внимание руководство профильного Департамента одного из ведущих в своей отрасли университетов США. Вопрос: как же он управляется и вообще как удалось реализовать его в пилотном режиме, да ещё перевести в штатный? Почему профильный Департамент Минтруда России, рассмотрев результаты за период 2009-2013 гг. посчитал целесообразным продлить его до 2015 г.? Почему старт Проекта поддержала Международная организация труда – структура, между прочим, одной из самых бюрократичных в мире организаций  - ООН? Расскажем всё по-порядку.

Подробнее

ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ. ВЫСОТА.

Автор: А.С. Богомазов

заместитель директора ФГБУ «Восточно-Сибирский филиал НИИ труда и социального страхования».

Падение работников с высоты является одним из наиболее распространённых видов несчастных случаев на производстве. По статистическим данным Роструда каждый пятый случай с тяжкими последствиями происходит из-за падений с высоты, и каждый второй из них заканчивается летальным исходом.

 

Особенно такой опасности подвержены работники строительных профессий. Так, в одной строительной организации произошёл смертельный случай  с бетонщиком. Бригада строителей, в составе которой работал бетонщик,  проводила работы по укладке бетона на перекрытие третьего этажа жилого  дома. Подача бетона наверх   производилась с помощью автобетононасоса «Швинг». В процессе работы, когда бетонщик подтягивал шланг стрелы автобетононасоса на себя,  шланг зацепился за арматурный каркас. Бетонщик попытался рывком за веревку освободить шланг, в этот момент веревка оборвалась  и он, потеряв равновесие, упал с  третьего этажа вниз. В последствии от полученных травм он скончался. Основной причиной несчастного случая явилась неудовлетворительная организация производства работ повышенной опасности, не применение средств коллективной и индивидуальной защиты.

Подробнее

Что такое специальная оценка условий труда

Что такое специальная оценка условий трудаЧто такое «Специальная оценка условий труда»?

Автор статьи: Кравченко Юлия Андреевна, ведущий эксперт Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда  России

 

В процессе своей трудовой жизни работник не всегда задумывается о том, в каких услоВ процессе своей трудовой жизни работник не всегда задумывается о том, в каких условивях труда он трудится. Вы можете не сразу, но со временем, обнаружить повышенную утомляемость, усталость, ощущать дискомфорт или головные боли при вроде бы нормальных, внешне, признаках работы и рабочего места. Проблема в том, что большинство тех факторов, которые влияют на наш организм в процессе труда, как правило, незаметны. Либо незаметны физически, либо мы их просто не замечаем в силу привычки. Давайте разберемся, почему это происходит.

 

В соответствии с законодательным определением, «рабочее место» – это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и котороепрямо или косвенно находится под контролем работодателя (см. ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 37 Конституции РФ «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…». Поэтому Трудовым кодексом РФ предусмотрена обязанность работодателя обеспечить безопасные условия труда на рабочих местах. На это требование следует обратить особое внимание, учитывая, что по данным Минтруда России, в настоящее время в стране насчитывается около 26,6 миллиона рабочих мест с вредными условиями труда. В Сибирском федеральном округе (СФО) этот показатель еще выше (в некоторых отраслях и регионах удельный вес работающих во вредных условиях труда превышает 40,5%)! Что это значит? Это значит, что по статистике примерно каждый третий из нас подвергается ежедневному риску получить травму, профессиональное заболевание и, возможно, стать инвалидом. По данным Фонда социального страхования РФ, ежегодно устанавливается около 7 тысяч профзаболеваний. 

 

Надеемся, что вы не попадаете в эту печальную статистику, а чтобы этого не произошло законодательство и контролирующие органы требуют от работодателей проводить специальную оценку условий труда с тем, чтобы они разрабатывали планы мероприятий по улучшению условий труда работников, которые находятся в зоне риска.

Подробнее

Трудовые отношения и гражданско-правовой договор: изменения в Трудовом кодексе с 1 января 2014

* Автор публикации – Байгереев Марат Серикбаевич – Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России – один из авторов Комментариев официальных органов к Трудовому кодексу РФ (под ред. А.Л. Сафонова)[1],  в 2006 г. был в составе правительственной делегации России на 95-й сессии Международной конференции труда, а в 2005-2006 гг. был в составе экспертов рабочей группы (от стороны Правительства РФ) при Комитете Госдумы РФ, принимавших участие в подготовке поправок в Трудовой кодекс РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ.

Трудовые отношения и гражданско-правовой договор: изменения в Трудовом кодексе с 1 января 2014 г.

Трудовые отношения и гражданско-правовой договор: изменения в Трудовом кодексе с 1 января 2014С 1 января действуют поправки в Трудовом кодексе внесенные Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». За страстями по ушедшей в прошлое аттестации рабочих мест по условиям труда почти незамеченными остались изменения, касающиеся легализации трудовых отношений, не оформленных трудовым договором и (или) скрывающиеся под различными вариациями гражданско-правового договора[2].

 

Мало кто знает предысторию этих поправок, берущую начало в теперь уже далеком июне 2006 года: в Женеве на 95-й сессии Международной конференции труда принимается Рекомендация №198, а в Москве – Федеральный закон № 90-ФЗ, который перелопатил практически весь Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)*. В рассматриваемом контексте, помимо прочего, Федеральным законом № 421-ФЗ внесены изменения и дополнения в статьи 11, 15 и 16 ТК РФ, а также добавлены новые статьи: 191 и 671

 

Публикация в журнале "ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ" (№ 5 (161) Май 2014)

Подробнее

Комментарий к проекту Приказа Минтруда России №33н от 24.01.14

Авторы публикации: Марат Байгереев, Юлия Зайцева, Юлия Кравченко

Комментарий к проекту Приказа Минтруда России №33н от 24.01.14Комментарий к проекту Приказа Минтруда России № 33н от 24.01.14 «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, формы отчета комиссии по проведению специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

Во исполнение Федерального закона «О специальной оценке условий труда» Минтруд России подготовил Методику проведения специальной оценки условий труда,  Классификатор вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, форму отчета комиссии по проведению специальной оценки условий труда и  Инструкцию по заполнению формы отчета комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

 

Все с большим нетерпением ждут регистрации в Минюсте России приказа Минтруда об утверждении этих (и целого ряда других!) документов, поскольку упомянутый Закон вступил в силу 1 января, в Трудовой кодекс РФ и в федеральные законы внесены соответствующие изменения, заменяющие привычную всем аттестацию рабочих мест по условиям труда на незнакомую и неведомую «спецоценку». Работать по еще не отмененному, но уже нелегитимному Приказу Минздравсоцразвития России № 342-н коллеги из Минтруда уже не советуют, а проводить «спецоценку» по-новому еще нельзя. Что делать, к чему готовиться?

 

Те, кто знаком с проектом Приказа Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, формы отчета комиссии по проведению специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», обратили внимание на сходства и различия этого документа с уходящими в прошлое «Порядком проведения аттестации рабочих по условиям труда» (Приказ № 342-н от 26 апреля 2011 г.) и «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификации условий труда» (Руководство Р 2.2.2006-05 от 29 июля 2005 г.).

 

Публикация в журнале "ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ" (№ 3 (159) Март 2014)

Публикация в журнале "Социальный мир" (№ 8, 2014)

Подробнее
© 2009-2017 Марат Байгереев Тел.: (3952) 458-500, 458-520, 29-23-53