» » Бедность работающих, нищета управления… и статистика
ГЛАВНАЯ ПУБЛИКАЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ ВЕБИНАРЫ ДОКУМЕНТЫ ПРОФРИСК.РФ ON-LINE ЗАЯВКА КОНТАКТЫ
ВСФ НИИ ТРУДА
ИНСТИТУТ ТРУДА
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
ОТЧЕТЫ
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ
ОБЗОР РЫНКА ТРУДА
ЭКСПЕРТНЫЕ ОПРОСЫ
БИБЛИОТЕКА
ПУБЛИКАЦИИ
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
ОБУЧЕНИЕ
ВЕБИНАРЫ
ОХРАНА ТРУДА
СУОТ. ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА
УСЛОВИЙ ТРУДА
ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
ВНЕДРЕНИЕ "ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА" И НОВЫЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
ПРОМЫШЛЕННАЯ и ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ
УСЛУГИ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
семинары по трудовому законодательству, оплате и нормированию труда
семинары «ОХРАНА ТРУДА»
Специальная оценка условий труда
Для получения дополнительной информации посетите сайт "Профриск.РФ" (http://profrisk.ru)

 Институт труда в Instagram

 Институт труда на Facebook

Бедность работающих, нищета управления… и статистика

Низкооплачиваемым, не «среднестатистическим» бюджетникам сложно понять, почему их зарплата выросла на «чуть-чуть», в то время как их учреждения отчитались «наверх как надо». Их нисколько не обманывают и, возможно, они даже догадываются, что их «чуть-чуть» значит, что у кого-то зарплата выросла вполне достойно, чтобы вытянуть «среднестатистическую» на заданные властями регулярно корректируемые параметры, по которым исполнители отчитались о выполнении «майских указов».

В народе не зря говорят: «есть ложь, наглая ложь и статистика».
Специалисты, знакомые с кухней статотчётности, скажут, что в невульгарном смысле этого афоризма, союз «И» отнюдь не ставит в один ряд эту уважаемую науку с первыми двумя понятиями, подчёркивая особую методологию сбора данных и научные методики экстраполяции частного на целое так, чтобы искажение реального мира было минимальным.

Это про науку. Другое дело, как власть использует статистику в целях управления.
Подчинение Росстата не правительству напрямую, как это было всегда, а в ведение Минэкономразвития России, т.е. понижение статуса главного статведомства страны, продолжило логику приведённого афоризма как раз в вульгарном его толковании. Ведомству (министерству), отвечающему за экономику, гораздо проще дурить общество, манипулируя подведомственной «статистикой», которая с недавних пор мало теперь чем отличается от первых двух «неправд» (мягко так скажем!). И с точки зрения управления, как раз не страшно, когда показатели корректируются в политических целях, так было всегда и везде, не только у нас (на то и власть, чтобы народ спал спокойно!), но

ситуация выходит из под контроля и управление становится кривым в том случае, когда власть начинает верить в те цифры, которые сама же и «нарисовала»: когда вопреки здравому смыслу вас (и верховного правителя!) совершенно искренне и безо всякого цинизма уверяют в «беспрецедентном» росте реальных зарплат, «необычайно» низкой инфляции и «рекордном» росте экономики.

Ну, вот, а перед Новым годом ещё и руководство Росстата сменилось, жаль! Я лично знал Александра Евгеньевича как профессионала и просто порядочного человека ещё по работе над совместным Проектом в начале 2000-х гг., когда он был Первым заместителем Руководителя Госкомстата. Этот Проект финансировался Британским министерством по международному сотрудничеству (DFID) и Всемирным Банком (МБРР) неспроста. Заморских коллег очень интересовали результаты бюджетных обследований российских домохозяйств (реально располагаемые доходы, расходы, потребительское поведение и т.д.) и, главное, методология сбора статистических данных.

Наших зарубежных «партнёров»всегда интересовали реальные, а не официальные данные. Понятно, что в известном афоризме «кто владеет информацией – владеет миром» имеются в виду совсем не данные официальной статистики…

Краткая справка. Проект «Совершенствование измерения и анализа бедности в России» был частью большой программы по реформированию системы соцзащиты нашей страны, реализация которой была одним из условий большого, бюджетозамещающего займа МБРР правительству в конце 90-х гг. Проект был реализован в соответствии с поручениями Правительства от 10 июля 2001 г. и от 21 августа 2001 г. и Меморандумом о взаимопонимании, подписанным российской стороной (Минтруд России и Госкомстат), DFID и Всемирным банком 16 апреля 2002 года.

Основной целью Проекта было «укрепление аналитического потенциала пользователей и производителей информации в целях разработки и реализации мер по преодолению бедности, предусмотренных Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2004 года) [1], за счет повышения качества информационной базы и внедрения новых методов мониторинга, анализа и прогнозирования уровня бедности, на основе повышения качества информационной базы и внедрения новых методов анализа и прогноза»[2].

Кого интересуют детали, напишите автору этой публикации, который лично участвовал в подготовке и реализации этого Проекта в те годы.
PS. К моменту выхода данной публикации Минэкономразвития и Росстат опубликовали данные о том, что в России зафиксирован рекордный экономический рост. Смена руководителя статведомства страны и переподчинение Росстата НЕ напрямую правительству, а министерству, отвечающему за экономическое развитие, не было случайным!

© Марат Байгереев (январь/февраль 2019 г.)
© АНОО ДПО «ИНСТИТУТ ТРУДА», Иркутск-Улан-Удэ

Адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Софьи Перовской 30 (Институт труда)
Email: info@profrisk.ru

[1] Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), утверждённая Правительством РФ от 10 июля 2001 г. №910-р.
[2] Цитируется по Меморандуму о взаимопонимании (Параграф 1) от 16 апреля 2002 г.
Для печати
© 2009-2017 Марат Байгереев Тел.: (3952) 458-500, 458-520, 29-23-53