» » О профстандарте «Специалист в области охраны труда»
ГЛАВНАЯ Специальный раздел СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ КОНФЕРЕНЦИИ ВЕБИНАРЫ ДОКУМЕНТЫ ПРОФРИСК.РФ ON-LINE ЗАЯВКА КОНТАКТЫ
ВСФ НИИ ТРУДА
ИНСТИТУТ ТРУДА
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
ОТЧЕТЫ
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ
ОБЗОР РЫНКА ТРУДА
ЭКСПЕРТНЫЕ ОПРОСЫ
БИБЛИОТЕКА
ПУБЛИКАЦИИ
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
ОБУЧЕНИЕ
УСЛУГИ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
семинары по трудовому законодательству, оплате и нормированию труда
семинары «ОХРАНА ТРУДА»
Специальная оценка условий труда
Для получения дополнительной информации посетите сайт "ПРОФРИСК.РФ" (https://profrisk.ru)

 Институт труда в Instagram

 Институт труда на Facebook

О профстандарте «Специалист в области охраны труда»

Опубликовано в электронном журнале "Охрана труда" http://e.otruda.ru

Автор публикации: Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич

 

Минтруд России приказом № 524н от 4 августа 2014 г. утвердил профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда».  Зачем он нужен?

Стандарт разработан в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 г. во исполнение нормы ст. 1951 Трудового кодекса РФ, которая гласит, что квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков работы, а профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

По замыслу Правительства РФ, профессиональные стандарты должны применяться работодателями при формировании своей кадровой политики, обучении и аттестации работников, установлении систем оплаты труда, а образовательными организациями – при разработке своих образовательных программ профессионального образования. Другими словами, профстандарты – это некий ориентир для работодателей в том, какой специалист им нужен и что можно и нужно от него требовать, т.е. каким функционалом, каким набором компетенций должен обладать работник определенной специальности, а для образовательных организаций – кого готовить для рынка труда, каким знаниями должен обладать тот или иной специалист, чему учить своих студентов.

Немаловажным является использование профстандарта для целей аттестации работника, чтобы проверить его компетенцию, уровень знаний или степень подготовки, то насколько работник соответствует занимаемой должности. Стандарт может быть взят за основу, например, при тестировании кандидатов на открытую вакансию или при составлении учебного плана внутрикорпоративной подготовки и повышения квалификации работников. Стандарт также является объективным критерием аттестации в случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя (пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ).

Неоценимую помощь профессиональные стандарты окажут кадровикам при составлении должностных инструкций и трудовых договоров, так как стандарты содержат четкое описание трудовой функции. Именно размытость и нечеткость определения трудовых функций является главной проблемой трудовых отношений между работником и работодателем, когда назревает конфликт и работодатель, например, объявляет дисциплинарное взыскание. Любое решение о дисциплинарном взыскании может быть легко оспорено в суде, если отсутствует ссылка на то, какой конкретно пункт должностной инструкции был нарушен или непонятно какая часть трудовой функции была не выполнена или выполнена ненадлежащим образом.

В упомянутом постановлении Правительство РФ определило, что Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах. Другими словами, профстандарты являются дополнением, а в перспективе – заменой этого разнообразия ЕТКС-ов и ЕКС-ов.

Очень важно, что, в отличие от ЕТКС-ов и ЕКС-ов, профессиональные стандарты разрабатываются гражданским обществом: объединениями работодателей, самими работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций. Минтруд России создал интерактивный сервис «Профессиональные стандарты» http://standartprof.ru для оказания помощи профессиональному сообществу в создании и обсуждении профстандартов. По информации разработчика, данный сервис позволяет разработать проект профессионального стандарта, обсудить данный стандарт с заинтересованными профессионалами в своей отрасли, провести экспертизу проекта стандарта и подготовить документ к утверждению с учетом всех мнений специалистов. Но поскольку дело новое и сервис создан недавно, большинство ссылок в нем пока не работает.

Теперь о собственно профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда». Форма указанного стандарта соответствует макету, утвержденному Приказом Минтруда России №147н от 12 апреля 2013 г. Стандарт содержит четыре раздела: I. Общие сведения, II. Описание трудовых функций, III. Характеристика обобщенных функций, IV . Сведения об организациях-разработчиках.

Разберем по-порядку.

Основная цель профессиональной деятельности: профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, уровней профессиональных рисков. Благородная цель, вопросов быть не должно, всё понятно.

Идём дальше. Группа занятий. Группа занятий кодифицирована в Общероссийском классификаторе занятости (ОКЗ): код ОКЗ 2149: «Архитекторы, инженеры и специалисты родственных профессий, не вошедшие в другие группы».

Общероссийский классификатор (ОК) — классификатор, который принимается Росстатом для систематизации перечня объектов с указанием наименования и кода объекта. ОК обязателен при обмене данными между отраслями и при использовании в унифицированных формах документов, например, отчетности работодателей. Этот классификатор обеспечивает сопоставимость данных в различных отраслях и секторах хозяйственной деятельности, связан с другими классификаторами и гармонирует с международным классификатором. Более подробную информацию о классификаторах Росстата можно найти в разных источниках, например, на сайте http://classifikators.ru.

Вид профессиональной деятельности, указанная в профстандарте: «Деятельность по планированию, организации, контролю и совершенствованию управления охраной труда». Если поинтересоваться Классификатором ОКЗ, то эта профессия относится к разряду «Прочие специалисты высшего уровня квалификации». Несмотря на слово «прочие», звучит весьма почетно, хотя специалисты служб охраны труда зачастую сетуют на то, что их финансируют по остаточному принципу, относя к разряду «прочие». По иронии судьбы классификатор занес их профессию в группу «Архитекторы, инженеры и специалисты родственных профессий, не вошедшие в другие группы». Но не стоит расстраиваться от того, что эта «родственная профессия» не вошла в «другие группы». Основная цель вида профессиональной деятельности: «Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, уровней профессиональных рисков». И если сравнить описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (см. функциональную карту вида профессиональной деятельности), приведенных в разделе II, и характеристику обобщенных трудовых функций (раздел III) с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, указанных в ст. 212 Трудового кодекса РФ, изучение стандарта станет намного интереснее. А если еще принять во внимание размеры штрафов, которые вводятся с 1 января 2015 г. за нарушение требований охраны труда, то не сложно посчитать экономический эффект введения в штатное расписание должности специалиста в области охраны труда. Это должно вселять оптимизм коллегам по цеху.

Профстандарт разработан в соответствии с макетом и методическими рекомендациям Министерства труда и социальной защиты РФ (Приказы Минтруда России от 12 апреля 2013 г. 147н и от 29 апреля 2013 г. 170н соответственно). 

Согласно указанным рекомендациям Минтруда России:

  • вид профессиональной деятельности – это совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;
  • обобщенная трудовая функция – это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе;
  • трудовая функция – это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
  • трудовое действие – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

Определения терминов были бы законченными, если бы в этом документе было еще определено понятие «предмет труда», т.е. то на что воздействует человек этой профессии.

Профстандарт зарегистрирован под номером 192. Этот номер понадобится в случае если он послужит первоисточником («оригиналом») для трудовой функции другого профстандарта (предусмотрена объективная возможность пересечения или заимствования схожих трудовых функций, присущих разным профессиям).

В разделе II в графе "Обобщенные трудовые функции" указан код, наименование обобщенной трудовой функции и уровень квалификации. Код оформляется в виде заглавной буквы латинского алфавита, начиная с первой буквы (т.е. А, В, С и так далее). Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника. Уровни квалификации утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н (http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48) и применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. В профстандарте специалиста в области охраны труда под кодом А обозначена обобщённая трудовая функция «Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда». Ей соответствует уровень квалификации 6. Этот уровень, согласно описанию, приведенному в упомянутом Приказе Минтруда России от 12.04.2013 № 148н предусматривает самостоятельную деятельность, предполагающую определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений, ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Там же, в этом описании (см. Приказ Минтруда России № 148н) приведен характер умений, характер знаний и основные пути достижения этого уровня квалификации.

Если трудовые функции, выделяемые в обобщенной трудовой функции, относятся к нескольким уровням квалификации, то трудовой функции, относящейся к наименьшему уровню квалификации, присваивается номер 01. Пример из нашего профстандарта: под кодом A/01.6 – «Нормативное обеспечение системы управления охраной труда» - это индивидуальный код первой трудовой функции, относящейся к 6-му уровню квалификации и входящей в состав обобщенной трудовой функции «A». Под кодом A/02.6 обозначена следующая трудовая функция «Обеспечение подготовки работников в области охраны труда» и так далее. Такая трудовая функция как «Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обозначена кодом В/03.6 и относится она к обобщённой трудовой функции «Мониторинг функционирования системы управления охраной труда». Поскольку ей соответствует уровень квалификации 6, то для её выполнения требуется тот же уровень квалификаций, умений и знаний, что и для других трудовых функций этого уровня. А вот функция «Определение целей и задач (политики), процессов управления охраной труда и оценка эффективности системы управления охраной труда» под кодом С/01.7 относится уже к более высокому уровню – 7. Для её выполнения необходим уже другой, более высокий, набор компетенций, характер умений и знаний. Выполнение этой трудовой функции предполагает «определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений, а также ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений» (см. графу «Полномочия и ответсвенность» из показателей уровня квалификации, соответствующих 7-му уровню из Приказа Минтруда России № 148н).

Понятно, что более высокому уровню должна соответствовать и более высокая оплата труда. Это одна из функций профстандартов – служить критерием дифференциации оплаты труда не только по одной профессии, но и по разным профессиям. На основе профстандартов работодатель может выстроить понятную работникам систему оплаты труда. В организации трудятся работники разных профессий, но специалист в области охраны труда, выполняющий трудовые функции уровня 7 не должен получать меньше специалиста в другой области, выполняющий трудовые функции того же уровня. Например, специалист по социальной работе, профстандарт которого утверждён Приказом Минтруда России 22 октября 2013 г. № 571н, выполняющий трудовые функции относящиеся к деятельности по планированию, организации и контролю за реализацией социальных услуг и мер социальной поддержки должен обладать тем же набором компетенций, ответственности, знаний и умений (только из другой области профессиональной деятельности), что и специалист в области охраны труда, выполняющий трудовые функции по планированию, разработке и совершенствованию системы управления охраной труда. Соответственно и уровень оплаты труда у обоих специалистов должен быть примерно одинаковым.

Всего Минтрудом России утверждены 9 уровней квалификации. Подуровни квалификации разработчиком рассматриваемого профстандарта не предусмотрены, хотя единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретных трудовых функций. Очевидно, что это стоит учесть теперь уже самим работодателям при детализации трудовых функций своих специалистов по охране труда.

"Характеристика обобщенных трудовых функций" (раздел III) содержит описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в их состав. Подробные требования к пунктам и подпунктам этого раздела указаны в методических рекомендациях Минтруда России (Приказ № 170н от 29.04.13).

Наименование и код обобщенной трудовой функции, а также уровень квалификации, к которому она относится взяты из графы "Обобщенные трудовые функции" раздела II "Описание трудовых функций". Поскольку все обобщенные трудовые функции впервые представлены в рассматриваемом профессиональном стандарте, то в графе «Происхождение обобщенной трудовой функции» в позиции «Оригинал» поставлена отметка "x". Если бы какая то из обобщённых трудовых функций была бы заимствована из другого профессионального стандарта, то в позиции "Код оригинала" был бы указан ее уникальный код, содержащийся в профессиональном стандарте - первоисточнике, а в позиции "Регистрационный номер профессионального стандарта" был бы указан регистрационный номер профессионального стандарта – первоисточника.

В графе «Возможные наименования должностей» указано, что данную обобщенную трудовую функцию должен выполнять «Специалист по охране труда». Далее указаны требования к образованию и обучению специалиста по охране труда, требования к опыту его практической работы и особые условия допуска к работе.

Дополнительные характеристики обобщенных трудовых функций содержат код базовой группы (2149) и ее наименование в соответствии с ОКЗ («Архитекторы, инженеры и специалисты родственных профессий, не вошедшие в другие группы»), наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС и ЕТКС («Специалист по охране труда»), код и наименование специальностей/профессий, освоение которых обеспечивает выполнение обобщенной трудовой функции (280101 – «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» и 280102 – «Безопасность технологических процессов и производств»).

Пункт 3.1.1 включает наименование и код трудовой функции, а также уровень (подуровень) квалификации, к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы "Трудовые функции" Раздела II. Графа «Происхождение трудовой функции» заполняется аналогично графе «Происхождение обобщенной трудовой функции», то есть по тем же правилам. Например, если бы в рассматриваемом профстандарте содержалась такая трудовая функция как «Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», то в графе «Происхождение трудовой функции» отсутствовала бы отметка «х» в позиции «Оригинал», но был бы обозначен её уникальный код (А/01.6) и Регистрационный номер профстандарта (3), поскольку эта трудовая функция содержится в Профессиональном стандарте «Специалист по социальному обслуживанию», зарегистрированным под номером 3 (см. Приказ Минтруда России 22 октября 2013 г. № 571н).

В позиции "Трудовые действия" представлен перечень основных трудовых действий, обеспечивающих выполнение трудовой функции, а в позициях "Необходимые умения" и "Необходимые знания" - умения и знания, обеспечивающие выполнение всех этих трудовых действий.

В позиции "Другие характеристики" согласно Методическим рекомендациям Минтруда России указывается наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а также другие значимые по решению разработчика характеристики трудовой функции, например, специфика средств труда или предметов труда, конкретизация ответственности. В рассматриваемом профстандарте разработчик поставил прочерк. Здесь уже самому работодателю необходимо предусмотреть специфику выполнения трудовой функции. Например, такая трудовая функция как «Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда» (код А/04.6) предусматривает такое трудовое действие как «Выявление, анализ и оценка профессиональных рисков», что может быть сопряжено с определенными опасностями и рисками, которым подвергаются работники, чьи профессиональные риски подлежат выявлению, анализу и оценке.

В подпунктах 3.1.1 – 3.3.2 перечислены и подробно расписаны все трудовые действия, обеспечивающие выполнение каждой трудовой функции, а также необходимые умения и знания по каждой трудовой функции. Обратите внимание, что трудовые функции, соответствующие уровню квалификации 7, помимо должности «Специалист по охране труда» уже предполагают наличие должности «Руководитель службы охраны труда» и не менее 5 лет опыта работы в области охраны труда.

В целом, профстандарт окажет неоценимую пользу работодателям и специалистам по охране труда. Берём Трудовой кодекс РФ, открываем статью 212 «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда» и сравниваем эти обязанности с трудовыми функциями, трудовыми действиями, необходимыми умениями и необходимыми знаниями, определенными в рассматриваемом профессиональном стандарте! Учитывая, что именно нарушения норм статьи 212 ТК РФ обязательно фигурируют в протоколах об административных правонарушений, которые составляют инспекторы по охране труда Государственных инспекций труда, выполняя планы по штрафам Роструда в ходе своих инспекционных проверок, то любому работодателю становится понятной ценность должности специалиста по охране труда в реальном денежном выражении. Загляните в КоАПП и узнайте какие штрафные санкции вводятся с 1 января 2015 г. за несоблюдение требований охраны труда

И, как уже отмечалось, профстандарт должен служить ценным ориентиром для целей профессионального образования, к сожалению весьма оторванного от практики и новых требований законодательства. Например, уровень квалификации соответствующий трудовым функциям С/01.7 и С/02.7 предполагает создание новых знаний прикладного характера в определенной области (см. характер знаний для 7-го уровня квалификации из Приказа Минтруда России от 12.04.2013 № 148н), и такие необходимые знания как «лучшие отечественные и зарубежные практики в области управления охраной труда», «основы финансового планирования и разработки бюджетов» и другие. Многие ли образовательные организации сейчас  могут предложить специалистам по охране труда, руководителям служб охраны труда современные программы дополнительного образования, предусматривающие передачу таких знаний?

Учебный центр Института труда предлагает программы дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) в области охраны труда (и не только в области охраны труда!) как раз в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Это значит что после прохождения обучения у нас специалист может записать в своем резюме: «прошел профессиональную подготовку в ВСФ ФГБУ НИИ труда и социального страхования Минтруда России в соответствии с требованиями профессионального стандарта, утвержденного Приказом Минтруда России…, зарегистрированного в Минюсте России…» Это ясный сигнал для кадровой службы любого солидного работодателя.

 


 

скачать файл в формате PDF для печати

 

© Байгереев Марат Серикбаевич, 2014 г.
За дополнительными консультациями обращайтесь в ВСФ ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда России: (3952) 458-500 

Для печати
© 2009-2020 Марат Байгереев Тел.: (3952) 458-500