» » Старый добрый 1/29. Лучшего пока не создано...
ГЛАВНАЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ КОНФЕРЕНЦИИ ВЕБИНАРЫ ДОКУМЕНТЫ ПРОФРИСК.РФ ON-LINE ЗАЯВКА КОНТАКТЫ
ВСФ НИИ ТРУДА
ИНСТИТУТ ТРУДА
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
ОБУЧЕНИЕ
УСЛУГИ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
семинары по трудовому законодательству, оплате и нормированию труда
семинары «ОХРАНА ТРУДА»
Специальная оценка условий труда
Для получения дополнительной информации посетите сайт "ПРОФРИСК.РФ" (https://profrisk.ru)

 Институт труда в Instagram

 Институт труда на Facebook

Старый добрый 1/29. Лучшего пока не создано...

До сих пор обучение по охране труда проводится в соответствии с Порядком, утверждённым совместным постановлением Минтруда и Минобразования ещё в 2003 году. Его много раз критиковали, в 2012 г. на его замену был даже выпущен новый Порядок, хотя госрегистрацию он так и не прошёл. Но так ли уж плох действующий Порядок?

 

Этой теме посвящен очередной - третий - выпуск нашего нового журнала "Охрана труда",  который можно скачать по ссылке https://yadi.sk/d/uVaayz-JfgsQu 

 

Старый добрый 1/29. Лучшего пока не создано...На фото слева - Библиотека Цельсия - визитная карточка древнего города Эфеса. Эфес был основан хеттами в те далекие стародавние времена, когда древнегреческая цивилизация ещё только зарождалась в колыбели Европы. Во время расцвета Древней Греции Эфес стал столицей Азии - одной из четырёх провинций империи Александра Македонского. Библиотека Цельсия - вторая по величине после Александрийской, была построена в Эфесе столетиями  позже - во времена могущества Древнего Рима - и уже тогда - две тысячи лет назад - в этой Библиотеке изучали историю древнего мира, т.е. Библиотека уже тогда была музеем, хранилищем знаний, накопленном за многие тысячелетия до её основания.

Этот небольшой исторический фрагмент поучителен с точки зрения государственного управления, а также генерации, концентрации знаний и способов их распространения. Знания генерируются в одном высоком месте («столица»), концентрируются и хранятся в другом («библиотеки»), и распространяются сперва «сверху вниз», т.е. вертикально, и только потом эти знания усваиваются по горизонтали через сеть обучающих организаций (школ, академий, гимназий и т.п.) по «периметру» цивилизации. Другого способа история ещё не придумала. До сих пор государственное управление в цивилизованных странах распространяется именно таким образом, а не «задом наперёд».

Никто не спорит, что Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций - «нетленный труд», утвержденный совместным Постановлением Минтруда и Минобразования № 1/29, во многом устарел, поскольку был разработан под структуру органов управления того периода. Но принципиально, если отвлечься от названий министерств и ведомств того периода, государственное управление охраной труда не изменилось. И обучение по охране труда согласно ст. 216 Трудового кодекса РФ до сих пор является существенным элементом государственного управления охраной труда - предметом совместного ведения федеральных органов исполнительной власти (ОИВ) и ОИВ субъектов РФ.

Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 570н «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» хотя в сильно упрощенном виде, но всё же повторял если не схему, то хотя бы логику распространения знаний «сверху вниз» (п. 8): председатели, заместители председателей и члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций (группа «ж») должны были проходить специальное обучение по охране труда в обучающих организациях, подведомственных федеральному ОИВ, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Приказ Минздравсоцразвития России № 570н, не успел пройти госрегистрацию в Минюсте, а вновь образованный после ликвидации этого министерства Минтруд России почти дословно повторил в сентябре 2012 г. Порядок Минздравсоцразвития России, но только без указанной  вертикали, сделав «обучение» по охране труда плоским: п. 8 лишь исключает специальное обучение упомянутой группы «ж» в обучающих организациях по месту работы.

Это фактически означает, что члены комиссий обучающих организаций и другие лица группы «ж» учат друг-друга по принципу «ты мне, я тебе»: если нельзя обучиться у себя на работе, то пройти «обучение» в соседнем учебном центре никто не запрещает. Вот такое демократичное «обучение», и никакого «избыточного» регулирования. Мечта либерала! Только что это за обучение?

Понятно, что ни о каком государственном управлении охраной труда, существенной и неотъемлемой частью которого, напомним, согласно ст. 216 ТК РФ является обучение по охране труда с последующей проверкой знаний требований охраны труда, в такой редакции Порядка говорить всерьёз не приходится.

Не случайно, проект упомянутого приказа Минтруда России, который должен был утвердить новый Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, благополучно утонул в очередной процедуре бесконечных межведомственных согласований.

Старый добрый 1/29. Лучшего пока не создано...Давайте реконструируем схему распространения знаний в области охраны труда в редакции старого доброго Порядка «№ 1/29».

О чём говорится в п. 2.3.2 указанного Порядка? О том, что обучение членов комиссий обучающих организаций, членов комиссий других организаций,  обучение руководителей, ИТР и других специалистов в области охраны труда проводится в обучающих организациях федеральных ОИВ и ОИВ субъектов РФ. В свою очередь, члены комиссий последних наряду с федеральными и региональными госслужащими в области охраны труда должны пройти обучение не в соседних учебных центрах, т.е. не где попало и не задом наперёд, а в обучающих организациях Минтруда России.

Логика обучения понятна? Если норма ст. 216 ТК РФ возлагает ответственность за государственное управление охраной труда на федеральные и региональные власти, то и организация обязательного для всех работников и работодателей обучения по охране труда с последующей проверкой их знаний должна соответствовать этой же законодательной норме. Иначе как управлять охраной труда?

Знаменитое, всем известное изречение английского философа Френсиса Бэкона «Знание — сила» (knowledge is power), переводится с английского ещё и как «Знание - власть».

Вес такого системного элемента управления как «знание», «обучение» хорошо понимали власти древних цивилизаций, понимают власти цивилизованных государств и сейчас. В США, например, знания по охране труда распространяются федеральными властями (Минтрудом США и администрацией по охране труда - OSHA) через аккредитованные обучающие организации, получивших специальную федеральную лицензию  - это, как правило, учебные центры при крупных университетах и их не более двух десятков по всей стране (размер которой, заметим, сопоставим с нашей). При этом само обучение по охране труда - государственная функция и ответственность OSHA.

Нечто подобное пытался внедрить в своё время и Минздравсоцразвития России в 2010 г. путём введения аккредитации обучающих организаций, но не успел довести дело до победного конца. Хорошее начинание застряло где-то на пол-пути реализации государственного управления охраной труда. В реестре Минтруда России можно увидеть сотни обучающих организаций, подавляющее большинство которых не только не имеет достаточной базы для развития, но едва ли выживает, сводя концы с концами.

В далёком 2003 г. Минтруд России довольно успешно управлял процессом обучения по охране труда посредством организации обучения отдельных категорий застрахованных,  вспомним хотя бы Приказ № 153 от 21 июня 2003 г. Утверждались и обновлялись примерные программы обучения, за счёт средств ФСС  финансировалось не только само обучение, но также подготовка и распространение новых учебно-методических материалов по охране труда, издавались учебные пособия и т.п. Через несколько лет, будучи пущенным на самотёк в суматохе «административной реформы», это обучение превратилось в формализм бюджетораспределения и «приказало долго жить» в 2009 г.

Сейчас обучение по охране труда представляет собой некое подобие лоскутного одеяла, состоящее из фрагментов былого управления охраной труда, идеал которого описан в ст. 216 ТК РФ, а в реальной жизни - это пёстрый спектр «федерально-региональных» попыток госрегулирования коммерческой стихии (за обязательное «обучение» работодатель платит из своего кармана) передачи квази-знаний «задом наперёд». Немногие регионы (Кемеровская обл., Красноярский край и др.) помнят и соблюдают иерархию федерального Порядка «№ 1/29».

Пробел в организации обучения членов комиссий новым Правилам по охране труда при работе на высоте лишний раз напомнил об этой проблеме, когда обучение в самом начале года началось стихийно «задом наперёд», когда самозванные "аттестационные комиссии" сами "забыв" пройти обучение новым Правилам (Приказ Минтруда России № 155н от 28 марта 2014 г.) поторопились "обучать" этим Правилам других, даже не потрудившись повысить свою собственную квалификацию в подведомственных Минтруду России организациях. 

Для печати
© 2009-2020 Марат Байгереев Тел.: (3952) 458-500