Максимум, что за долгие пять лет бесполезного мучительного труда было вынесено рядовыми бюджетниками при внедрении «эффективного контракта» - это, пожалуй, то, что это модное, родившееся в безумно креативных умах неутомимых «тружеников» внутри Садового кольца, словосочетание надо всегда брать в кавычки и, соответственно, относиться к нему также в кавычках.
Как показал опыт, опасения, связанные с системными ошибками управления при внедрении «эффективного контракта» в бюджетные учреждения, подтвердились на практике. Этой теме, в частности, был посвящён пилотный выпуск нашего журнала («Институт труда» № 1, апрель 2015 г.). Пять лет назад мы предостерегали руководителей профильных департаментов Минтруда России и аппарата Правительства РФ (я лично общался со своими коллегами!), что внедрение таких сложных и весьма скользких элементов оценки эффективности труда внутри системы управления, построенной на совершенно иных принципах стимулирования, ни к чему хорошему, кроме имитации требуемой властями деловой активности, не приведёт. Если в крупных городах-мегаполисах имитация этой активности ещё более-менее, с переменным успехом, наладилась (о реальных достижениях целей повышения эффективности бюджетных услуг красноречиво промолчим – кроме массового раздражения малооплачиваемых сотрудников от вполне себе рыночных зарплат узкого круга коммерциализировавшихся «бюджетников» с обратным эффектом их вклада, вряд ли следовало ожидать что-то большее!), то в регионах и муниципальных образованиях победнее – ситуация по-прежнему аховая.
Токсичные элементы профстандартов
Чтобы понять истинные мотивы внедрения профстандартов, необходимо внимательно присмотреться к тем, кто активно лоббирует теперь уже реализацию Федерального закона «О независимой оценке квалификации» и ратует за создание по всей стране соответствующих структур. Как говорится: «Is fecit cui prodest» — смотри кому выгодно! Итак, «Cui bono? Сui prodest?».
Уже на стадиях подготовки, обсуждения и принятия законопроекта «О независимой оценке квалификации» ответ на этот вопрос стал очевиден. Вот, например, фрагмент из пояснительной записки к законопроекту: «В целях создания условий для формирования системы независимой оценки квалификации Общероссийскому объединению работодателей “Российский союз промышленников и предпринимателей” в 2016 году предусмотрено выделение средств в объёме 300 млн. рублей (Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 363-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год»). На последующие годы объём государственной поддержки системы независимой оценки квалификации будет определяться в рамках бюджетного процесса». Проверьте сами: ст. 7, п.6 указанного Федерального закона № 363-ФЗ свидетельствует о прямой государственной поддержке из средств ФСС структуры “наших” олигархов! Как вам?
Проблемы перехода на профстандарты (семинары для кадровиков)
В связи с многочисленными вопросами по переходу на профессиональные стандарты, Восточно-Сибирский филиал ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России проводит регулярные семинары (курсы повышения квалификации) по программе дополнительного профессионального образования «Профессиональные стандарты: вопросы практического применения».
Приглашаем руководителей организаций и специалистов по управлению персоналом (кадровиков) на повышение квалификации по указанной программе. Занятия ведут специалисты с многолетним опытом работы в центральном аппарате Минтруда России и государственной инспекции труда. Всё что мы расскажем основано на опыте работы по переходу на профстандарты одной из крупнейших компаний страны (более 27,5 тыс. шт.ед.), а также на многолетнем опыте проведения курсов повышения квалификации специалистов по управлению персоналом сотен компаний Сибири и Дальнего Востока.
Материалы по профессиональным стандартам
Профессиональные стандарты (презентации и публикации)
По этой ссылке см. типичное видео о профстандарте для кадровиков от одного из "практикующих консультантов", спешащих на вас заработать: https://youtu.be/7CXmP8eLU7I- на нашем семинаре мы расскажем, что в этом видео близко к правде, а что в корне неверно!
обучение (профпереподготовка) по новым профстандартам минтруда россии
Минтруд России при участии профессиональных сообществ разрабатывает и утверждает профессиональные стандарты. В частности, Приказом № 524н от 4 августа 2014 г. утверждён профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда».
Стандарт разработан в соответствии с постановлением Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 г. и ст. 1951 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), которая гласит, что квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков работы, а профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
По замыслу Правительства РФ, профессиональные стандарты должны применяться работодателями при формировании своей кадровой политики, обучении и аттестации работников, установлении систем оплаты труда, а образовательными организациями – при разработке своих образовательных программ профессионального образования.
Учебный центр Института труда проводит тематические семинары и конференции по трудовому законодательству и по охране труда по новым программам дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки), в соответствии с требованиями новых профессиональных стандартов. Всем участникам предоставляются раздаточные учебно-методические материалы, не имеющие аналогов в Российской Федерации.
Семинары «ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО и ПРОФСТАНДАРТЫ»
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон «О независимой оценке квалификации», который предусматривает сдачу профессионального экзамена на соответствие профессиональному стандарту. Но стоит ли спешить расставаться с деньгами? Что значит «профессиональный стандарт» и что такое «стандарт» вообще? На наших курсах повышения квалификации мы не кричим о профстандартах и не учим взрослых людей тому, что они сами могут прочитать в насыщенном информацией мире. Мы лишь помогаем профессионально правильно поставить вопросы, чтобы профессионально правильно сориентироваться в мире профессиональных стандартов.
Занятия проводят штатные специалисты с многолетним опытом работы в центральном аппарате Минтруда России и государственных инспекциях труда.
Приглашаем руководителей организаций и специалистов по управлению персоналом (кадровиков) на повышение квалификации. Новая программа обучения кроме основ трудового законодательства и кадрового делопроизводства предусматривает изучение и практическое применение профессиональных стандартов для целей составления трудовых договоров, дополнительных соглашений, должностных инструкций, корректировки системы оплаты труда, а так же для профессиональной подготовки (повышения квалификации) и переподготовки кадров.
Учебно-методические и информационные материалы (Трудовое законодательство)
Управление персоналом: часть 2 — Трудовое законодательство, надзорная и судебная практика. Применение норм трудового законодательства. Вопросы увольнения работников и расторжения трудовых договоров, дисциплина труда и дисциплинарная ответственность, правильное оформление взысканий, трудовые книжки, оплата труда, МРОТ, судебная практика, вопросы кадрового делопроизводства и др.
Характеристики трудовых отношений, указанные в ст. 15 ТК РФ и признаки трудового договора, указанные в ст. 56 ТК РФ, позволяют отграничить его от гражданско-правовых договоров, связанных с использованием труда. Заключая трудовой договор, гражданин подпадает под действие трудового законодательства. На граждан, работающих по гражданско-правовым договорам, нормы трудового законодательства не распространяются. Эти отношения регулируются нормами гражданского права. Вместе с тем следует иметь в виду, что в случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ч. 4 ст. 11 ТК РФ).